Как не дать детям попасть в сети извращенцев

Угроза в один клик

В новостных сводках порой встречается информация о случаях сексуальных домогательств в отношении несовершеннолетних. Преступления зачастую совершаются с использованием соцсетей и мессенджеров. Что необходимо предпринять родителям для защиты подростков?

Фото  pixabay.com

Не бояться об этом говорить

«Папа, смотри, что мне пишет дядя», — с такими словами к отцу подошла шестилетняя Алиса. Тот прочитал переписку и увидел, что незнакомец постоянно зовет ребенка гулять. Поговорив с дочкой, понял, что дядя познакомился с ней летом, взял контакты. И вот спустя время вышел на связь. Испугавшись, отец позвонил в милицию. Там разобрались и выяснили, что у «друга из соцсети» уже имелись несовершеннолетние жертвы. 

— Здесь конкретный пример взаимодействия родителей и сотрудников органов внутренних дел. Благодаря этой кропотливой и результативной работе ребенок не стал жертвой и нашли еще несколько детей, которые, к сожалению, уже успели стать жертвами этого мужчины, — делится Наталья Сахарчук, начальник управления информации и общественных связей МВД.

Виталий Капилевич, заместитель начальника Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД, отметил, что в последние годы педофилы все чаще общаются с жертвами не вживую, а находят их в интернете. Эта тенденция сложилась с начала 2012 года. Тогда был бум соцсетей. Сейчас практически ежегодно правоохранители имеют дополнительно около 100 преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. 

— Чтобы уберечь наших детей, нужно начать говорить на эту ранее табуированную тему, — отмечает правоохранитель. 

Однако отчасти в том, что подростки становятся жертвами интернет-педофилов, есть вина родителей, уверен начальник Главного управления процессуального контроля Следственного комитета Сергей Тишук:

— Недостаточный контроль взрослых за виртуальной жизнью детей приводит к тому, что мы на сегодня имеем. И те, кто совершил такие преступления, не останавливаются на одном случае. Хочу обратиться к родителям: если ребенок рассказывает вам, что некий дядя выманивает у него обнаженные фото, эту информацию нужно довести до правоохранительных органов, чтобы не пострадали другие дети. На эту тему тяжело говорить открыто, тем не менее ее нельзя замалчивать.

Порой взрослые не хотят по понятным причинам разглашать сведения о случившемся с их чадами.

— Однако таким образом родители дают возможность педофилам действовать дальше и совершать преступления в отношении других детей, — говорит Виталий Капилевич.

Между тем работа с пострадавшими ведется в определенном порядке, чтобы не травмировать психику юноши или девушки. К решению проблемы подключаются многие структуры и ведомства.

— Мы присоединяемся, когда преступление уже совершено, — рассказывает начальник Главного управления судебно-психиатрических экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз Юрий Остянко. — Наша структура около 10 лет работает по созданию дружественных комнат для детей. Подросток должен быть опрошен один раз и в максимально короткий период после случившегося, чтобы его память не исказила мельчайших деталей. 

Прикидываются друзьями

Оперуполномоченный отдела по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Фрунзенского РУВД Игорь Макарский рассказал, как действуют педофилы по ту сторону экрана: 

— Через соцсети совратить детей намного проще: у преступника нет страха, что его кто-то увидит, нет родительского контроля. Создав профиль с аватаром подростка, педофил втирается к ребенку в доверие: расспрашивает о проблемах в школе и дома, просит рассказать о друзьях и отношениях с родителями. В ходе общения собеседник просит сбросить ему фото — конечно, в одежде. С этого все и начинается. 

Чем дальше заходит общение, тем откровеннее становятся просьбы. Иногда дети сами соглашаются сбросить новому «другу» интимные снимки, иногда он прибегает к шантажу: с помощью фотомонтажа подставляет лицо ребенка к обнаженному телу другого подростка и грозится разослать его друзьям. 

По ту сторону экрана может оказаться как педофил, так и «бизнесмен», который впоследствии продаст откровенные материалы сайтам узкой направленности. 

— И если раньше мы однозначно говорили, что попадаются дети из неблагополучных семей, привыкшие видеть насилие дома, то теперь отмечаем иное, — говорит Игорь Макарский. — Жертвами могут стать подростки из внешне благополучных семей: есть мама и папа, оба работают, дома не ругаются. Но из-за загруженности бытовыми делами и ненормированного рабочего дня они не уделяют дочери или сыну необходимого внимания. И тогда ребенок ищет его в интернете. Эта категория детей крайне уязвимая.

Не пытаться оправдать агрессора

По статистике, около 50 % преступлений — насилие в семье. В конце прошлого кода в Минске оперативники вычислили 44-летнего отца четверых детей, совращавшего старшую дочь. Мужчина начал удовлетворять свои сексуальные прихоти, когда девочке было 12 лет, после чего она в течение четырех лет жила в страхе и исполняла извращенные фантазии родителя. Он контролировал ее постоянными звонками, вел переписку сексуального характера и присылал порнографические материалы. Сейчас мужчина находится под стражей. 

Заведующая психологической лабораторией Минского городского центра детской психиатрии и психотерапии Ольга Науменкова говорит, что на приемах психологи сталкиваются с детьми, которые длительное время находятся в ситуации насилия в семье и боятся об этом рассказать кому-либо:

— Когда ребенок начинает говорить об этом окружающим, он встречается с непониманием и недоверием. Почему-то порой к жертве предъявляется масса претензий: «Почему не рассказывал о происходящем раньше?», «Ты не так защищался». В то же время агрессора пытаются оправдать: «Его недолюбила мама в детстве», «Имеются отклонения, связанные с прошлым» и так далее. 

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter