Савиных: неолиберализм превратился в смертельное оружие, в угрозу, которая превосходит нацизм

Угроза, которая превосходит нацизм

Как корпоративная олигархия пытается построить новое общественное устройство

В ходе встреч в молодежных аудиториях или участия в диалоговых площадках зачастую заходит речь об индивидуальной свободе. Свобода — это ценность, к которой стремятся все без исключения. Для большинства людей личная свобода рассматривается как важное условие качества жизни.

Но я заметил, что как только рамки предлагается расширить и включить в обсуждение интересы других людей или рассмотреть последствия возможных неудач, можно услышать весьма спорные комментарии.

Люди хотят иметь свободу выбора, но в случае неудачи рассчитывают, что кто-то, как правило общество, придет к ним на помощь и избавит их от болезненных последствий их неудачных действий.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Очевиден рост угроз агрессивного национализма и экстремизма в различных формах их проявления. Поднимает голову идеология неофашизма. Не снижаются риски распространения наркотиков, торговли людьми, нелегальной миграции, которые также используются для достижения политических целей. Тенденция к глобальной культурной унификации, в том числе под нетрадиционные явления, ставит под угрозу основу основ национального государства — наши моральные принципы, исконные ценности, историческую память.

На заседании Совета Безопасности по обсуждению проекта обновленной Концепции национальной безопасности, 20 февраля 2023 года.

Осознанная необходимость

Сегодня на уровне отдельного человека свободу можно рассматривать как неотъемлемое право, когда речь идет о праве на жизнь, на достоинство, на образование, на профессию... Такая свобода защищена Конституцией и законом. Это достижения цивилизации, в которой мы живем.

В остальном пространство свободы для каждого отдельного человека определяется доступными лично ему ресурсами, которые и обеспечивают ему свободу выбора в достижении желаний. Чем человек образованнее, чем выше его квалификация и профессиональные навыки, чем шире его социальные связи, тем масштабнее его поле возможностей и шире доступные варианты свободного выбора, обеспечивающие успех и благополучие.  
Вот и получается, что свобода не даруется, а зарабатывается личным трудом, усердием, упорством, способностями, репутацией. Это долгий и часто тернистый путь.
В системе координат, которую на протяжении последних тысячелетий сумело сформулировать человечество, свободу также можно рассматривать как стремление к счастью или успеху. Фридрих Ницше называл свободу «волей к жизни», «стремлением улучшить жизнь». Из этого логично вытекает мысль, что свобода — это нематериальный ресурс, который каждым человеком добывается медленно и содержание которого диктуется социальными отношениями в обществе.

Тогда возникает вопрос: откуда возникли ложные представления об индивидуальной свободе?

Идеология как прикрытие

Увы, с большим сожалением приходится констатировать, что традиционные представления о свободе, сформированные нашей цивилизацией, стали объектом искажений и манипуляций в последние десятилетия.

Этот процесс начался в конце 1970‑х, когда правящие корпоративные круги США и Великобритании решили отказаться от экономической доктрины кейнсианства, которая предполагала участие государства в регулировании экономики. В Британии с приходом Маргарет Тэтчер произошла знаменитая «консервативная революция», в США неолиберальный курс утвердился при Рональде Рейгане. В реальности появление неолиберальной экономической доктрины было обусловлено банальным меркантильным интересом финансовых элит развитых стран, стремившихся вывести из-под контроля государства свои финансовые операции.
Для прикрытия реальных целей на основе либеральных ценностей была придумана новая идеология, которая бессовестно спекулировала на тяге людей к свободе и успеху.
Безграничную экономическую свободу объявили фундаментальной ценностью, контролировать которую может только свободный рынок. В реальности же все свели к принципу «кто сильнее (удачливее), тот и прав». Особый упор был сделан на изменении системы социальных отношений. Людей стали подводить к мысли, что в неолиберальном мире может существовать взаимная выгода, но не допускается взаимопомощь. Ответственность за другого, солидарность, совместная деятельность в интересах общества объявляются в лучшем случае делом добровольным или благотворительным. Но часто такие действия считаются неправильными, так как нарушают беспристрастный рыночный порядок. При внимательном анализе этих подходов становится очевидным, что в такой системе будет процветать малое число сильных и мотивированных (точнее, готовых на любые поступки, не сдерживаемые моралью) индивидуумов, а большинство людей окажутся неконкурентоспособными.
Неолиберализм не делает ни малейшей попытки уравнять шансы людей на успех и благополучие, как это стремятся делать традиционные государства.
Через ложный пафос заявлений об индивидуальных свободах уничтожается концепция «государства всеобщего благополучия» (и социальной справедливости — Прим. ред.), консервируется уже сформированное имущественное неравенство!

При этом краеугольным камнем неолиберальной системы становится полный отказ от ответственности за неуспех большинства людей. Вина за неудачу полностью перекладывается на самого человека: «Бедняки — это неспособные полагаться на собственные силы бездельники, которые не имеют права жить на налоги, выплачиваемые корпорациями». Такая позиция воспитывает индивидуализм и сковывает людей в рамках «помоги себе сам и не жди ничего от общества».

Модель, в которой нет места народовластию

При таком подходе демократические институты общества также становятся нежелательными! Демократическое государство, традиционно понимаемое как власть большинства, — «универсальный уравнитель возможностей» для всех граждан, гарантирующий базовые стандарты социальной справедливости. А это, заявляют неолибералы, нарушает естественный ход развития рынка. «Демократия подрывает индивидуализм», — заявляет один из идеологов неолиберализма Фридрих Хаек и тут же делает вывод, что демократия «ничем не лучше любой тирании».

Такие манипуляции-перевертыши в реальности сокращают пространство свободы для большинства людей и расширяют его для немногих избранных, уже закрепившихся на вершинах благополучия, точнее, для пресловутой финансово-корпоративной олигархии. Применительно к концепции свободы традиционное восприятие свободы как осознанной необходимости заменяют «свободным» участием в нескончаемой борьбе всех против всех.
Но какова конечная цель этих манипуляций? Через демонтаж ценностей традиционной человеческой цивилизации и внедрение неолиберальных принципов организации общества корпоративная олигархия пытается построить новое общественное устройство на неофеодальных и кастовых принципах.
Это позволит финансовой олигархии создать условия для сохранения уже накопленных богатств и консервации привилегированного положения в социальной структуре нового порядка.

Но в этой модели нет места народовластию, солидарности, взаимопомощи и политическому равенству. Современное человечество становится свидетелем и ареной противостояния глобальной олигархии и традиционной цивилизации.

А главным полем битвы — наши мировоззрение, представления о ценностях, понимание логики функционирования общественных институтов и национального государства. А также наша свобода!
На этом поле битвы неолиберализм уже превратился в смертельное оружие, в одну из самых опасных идеологий XXI века, угрозу, которая по своим разрушительным последствиям значительно превосходит нацизм — коричневую чуму века ХХ.
Андрей САВИНЫХ, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter