Угроза "грязной дюжины"

Химическая наука в последнее столетие явила миру немало открытий и достижений, которые активно применяются на практике. Сложно представить себе жизнь, скажем, без тех же моющих средств, электричества, электронных приборов, лаков, красок, да и косметических средств.

Химическая наука в последнее столетие явила миру немало открытий и достижений, которые активно применяются на практике. Сложно представить себе жизнь, скажем, без тех же моющих средств, электричества, электронных приборов, лаков, красок, да и косметических средств. И мало кто из нас задумывается над тем, что товары повседневного спроса могут содержать вредные химические вещества, которые, например, используются для повышения долговечности, большей пластичности и эластичности или понижения горючести. В итоге даже в обычной домашней пыли можно обнаружить более сотни различных химических веществ. Некоторые из них, согласно международной терминологии, относят к СОЗ.

Они перемещаются по пищевым цепочкам…

Стойкие органические загрязнители (СОЗ) — первичные и побочные продукты промышленности, представляющие угрозу для окружающей среды и здоровья человека. Известны они еще как «токсины без паспортов». Все они представляют собой малолетучие химически устойчивые соединения, которые могут оставаться в окружающей среде в течение длительного времени, не подвергаясь разложению. Оказавшись в воздухе, СОЗ перемещаются на большие расстояния, вплоть до регионов, расположенных в тысячах километрах от первоначальных источников загрязнения, например, таких, как Арктика. При попадании в экосистемы они по пищевым цепочкам (вода – водоросли – рыба – человек или почва, растения — травоядные животные – человек) попадают в человеческий организм, где имеют свойство задерживаться и накапливаться. Попасть они могут в организм человека и при дыхании, если рядом есть постоянные источники СОЗ.

Эффект от такого накопления, по словам ученых, может быть как немедленным, так и растянуться во времени. И это немало затрудняет определение причины заболевания. К слову, даже малые концентрации некоторых стойких органических загрязнителей могут привести к развитию болезней иммунной и репродуктивной системы, врожденным дефектам у детей, раковым и кожным заболеваниям и т.д. Например, под воздействием СОЗ произошло резкое снижение численности популяций таких морских млекопитающих, как тюлень, дельфин, белуха. Высокая частота выкидышей, болезни репродуктивной системы у женщин — неполный перечень последствий воздействия СОЗ на человека.

Осознавая важность проблемы, мировое сообщество в 2001 году приняло Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях. Основные положения этого документа запрещают производство, торговлю, применение и хранение 12 ядовитых веществ. В «грязную дюжину» первого списка конвенции вошли токсафен, альдрин, эндрин, мирекс, ДДТ, хлордан и др.

Специалисты делят их на три группы. В первую включают 9 устаревших и запрещенных пестицидов. Все они, кроме ДДТ, давно не производятся и не используются. Остались лишь неизрасходованные запасы в хранилищах и загрязненные почвы. ДДТ стоит особняком, поскольку ряд стран до сих пор использует его для борьбы с насекомыми — разносчиками малярии или клещевого энцефалита.

Ко второй группе относится промышленный продукт — ПХБ, который в настоящее время больше не производится. Однако содержится в промышленном оборудовании, в частности, в силовых трансформаторах и конденсаторах. Утечка этого вещества представляет особую опасность, поскольку полихлорбифинилы отравляют растительность, почву и воду…

Два последних токсина в списке — ПХДД и ПХДФ – побочные продукты производства других химических веществ выделены в особую группу, так как оказывают сильнейшее влияние на иммунную и эндокринную систему человека. Диоксин, например, по своей токсичности превосходит такие известные яды, как стрихнин и кураре. Их допустимая суточная доза, которую организм может поглотить без видимых последствий – в миллион миллионов раз меньше грамма!

В коровьем молоке «грязных» проб меньше

Беларусь подписала Стокгольмскую конвенцию в 2003 году, взяв на себя определенные обязательства, и сейчас в стране ведется активная работа по их выполнению. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси в сотрудничестве со Всемирным банком осуществляет проект ГЭФ «Первоочередные мероприятия по выполнению Стокгольмской конвенции о СОЗ в Беларуси». Итогом проекта будет разработка национального плана действий по предотвращению и минимизации вредного воздействия СОЗ на окружающую среду и здоровье населения. Для координации и реализации проекта Минприроды, которое является национальным исполнителем проекта, создан Межведомственный координационный совет по выполнению Стокгольмской конвенции. Возглавил его замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Валентин Малишевский.

В рамках реализации национального плана действий по предотвращению и минимизации отрицательного влияния СОЗ на окружающую среду и здоровье населения на 2005—2006 годы была проведена инвентаризация имеющихся в Беларуси стойких органических загрязнителей, по результатам которой создана электронная база данных о СОЗ, местах их размещения и источниках выбросов. По словам руководителя проекта ГЭФ Юрия Соловьева, на наших складах и захоронениях имеется более 5,5 тысячи тонн непригодных пестицидов, около 700 тонн из которых – ДДТ. 70% от общего числа непригодных пестицидов – неидентифицированные смеси, что тоже позволяет относить их к потенциальным СОЗ. Выявлено около

20 крупных источников непреднамеренных выбросов СОЗ — предприятий металлургической, химической, машиностроительной и других отраслей промышленности.

«Основной целью работы Минприроды является обеспечение безопасного хранения СОЗ», — отметила секретарь Межведомственного координационного совета по выполнению Стокгольмской конвенции, ведущий специалист специнспекции госконтроля за обращением с отходами Минприроды Алина Бушмович. По ее словам, за последнее время полностью переупакованы пестициды, хранившиеся на складах сельхозпредприятий Могилевской, Гродненской областей и Слуцком районе Минщины. В целом по стране эта цифра приблизилась к 70 %. В 2006 году работы будут продолжены и завершены.

Данные Минздрава, который проводил оценку риска воздействия некоторых категорий СОЗ на здоровье населения, также достаточно любопытны, но пока содержат много белых пятен. Что касается наиболее изученной области — хлорсодержащих пестицидов, в стране они давно не используются, но в достаточных количествах обнаруживаются в грудном женском молоке. По словам заместителя директора ГУ «Республиканский научно-практический центр гигиены» Минздрава Ирины Застенской, загрязненных проб больше, чем в коровьем молоке. Тем не менее концентрация вредных веществ постепенно снижается.

ПХБ – самая неизведанная с точки зрения отечественной медицины область. Пока имеются данные о содержании этих веществ в рыбе, рыбопродуктах и питьевой воде. «В питьевой воде столицы ПХБ не нашли, — озвучивает данные прошлогодних исследований Ирина Застенская. — А вот в Гомеле, правда, в концентрациях на

3 порядка ниже ПДК они были обнаружены».

Беларусь вторая среди стран СНГ, располагающая лабораторией для исследования диоксинов и фуранов. «Мы сделали пока 22 пробы продуктов питания, отобранных в торговой сети столицы, — сообщила эксперт проекта. – Ни в одной из проб мы ничего не нашли. То же можно сказать о питьевой воде». Эти исследования будут продолжены.

По словам руководителя проекта, проблему СОЗ в Беларуси планируется решить к 2030 году.

Европейский опыт: химическая промышленность против

И все же проблема химической безопасности гораздо шире. По некоторым оценкам, только в Европе к 1981 году было зарегистрировано около 100 тысяч различных химических веществ. После этого список расширился еще на 2,5 тысячи. Какими точно количествами оперирует сегодня рынок, сказать сложно. Известно лишь, что более двух тысяч компаний относят химические вещества к многотоннажным продуктам, то есть производят их в количестве более 1 тысячи тонн в год. При этом как ученые, так и производители не слишком много знают об этих химических веществах и их безопасности для здоровья граждан и окружающей среды. И это касается не только Беларуси. Имеющихся данных недостаточно, чтобы провести даже минимальную оценку рисков. Увы, в Европе в настоящее время нет закона, который бы обязывал химическую промышленность тестировать химические вещества, использующиеся для производства шампуней, стройматериалов и одежды с точки зрения безопасности.

Все это заставило в 90-х годах прошлого века министров ЕС заговорить о необходимости введения мер контроля за использованием химических веществ в странах Евросоюза. Результатом этой инициативы стала так называемая «Белая книга» — проект нового законодательства. На основе ее положений Европейская комиссия выработала основные принципы новой политики, так называемый REACH (регистрация, оценка, лицензирование и ограничения для химических веществ). Благодаря новой системе уровень информированности граждан должен повыситься, государство будет проверять представленные промышленностью оценки товаров с использованием химвеществ. Кроме того, те из них, которые считаются наиболее опасными, будут ограничены в применении и поэтапно выведены из оборота.

По признанию иностранных экологов, реформа будет шагом вперед. Но, по их же мнению, к созданию устойчивой политики обращения с химическими веществами эти меры не приведут. REACH, отметил сотрудник Международного химического секретариата из Швеции Нардоно Нимпуно, содержит ряд спорных вопросов. В частности, требования, предъявляемые ЕС, не всегда совпадают с требованиями стран-импортеров. Как тогда поступать с этим товаром? Какую ответственность будет нести производитель химических веществ?

Более того, обсуждение нового законодательства в области безопасного применения химвеществ явно затягивается. По прогнозам, законодательный акт для Европы будет готов лишь к концу этого года, следовательно, его реализация начнется не раньше чем через год. Причина в том, что министрам пришлось столкнуться с сильнейшей лоббистской кампанией богатой химической промышленности. Под ее воздействием ослабла первая версия законодательства. «Если так пойдет и дальше, — отмечают активисты, — и Европарламент, и Совет министров ЕС в очередной раз уступят давлению промышленников, мы рискуем вернуться туда, откуда пришли».

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter