Заключать договора между родителями и детьми, как в Тайване, не наш путь

Уговор дороже договора

Высший суд Тайваня постановил: сын должен выплатить своей матери 800 тысяч долларов за то, что она его воспитала и оплатила учебу на стоматолога. В гражданском кодексе Тайваня и без того есть положение, по которому взрослые дети отвечают за благополучие пожилых родителей. Но прозорливая мать решила подстраховаться и заключила с двумя своими сыновьями договоры. Младший, о котором и идет речь, в 1997 году подписался отдавать маме 60% своего заработка после учебы. Было тогда ему 20 лет. И выучился он на стоматолога, и даже несколько лет проработал у мамы в клинике, но денег не платил. Вот и набежало... Аргументы сына, что «с моральной точки зрения неправильно требовать финансовой компенсации от ребенка за его воспитание», суд во внимание не принял. 

фото Sudotvet.ru

И я думаю, что мы с вами видим начало каких-то новых — будущих — человеческих взаимоотношений. Конечно, кодифицировать мораль — это в русле требований времени. Да вот что-то морали при этом больше не становится... 

С детьми во все времена было непросто, а если родственные связи взять шире — семьи, жены, родители, — там и голову сломать можно. Не зря же не про далекие тайваньские, а про наши всем вроде бы понятные взаимоотношения мудро говорят: «В каждой избушке свои погремушки». Однако есть ведомства, которым, хотят они или не хотят, в семейных отношениях разбираться приходится. Вот и МВД Беларуси, как сообщается, «в 2018 году представит концепцию закона о профилактике насилия в семье. Появятся понятия «экономическое насилие», «преследование», «домогательство». Ведомство также предлагает революционное для Беларуси новшество: официально запретить бить детей».

С одной стороны, милицию понять можно: зачастую ей не хватает существующих норм. «Например, часто бывает, что взрослые дети, которые нигде не работают, — говорит начальник управления профилактики милиции общественной безопасности МВД Олег Каразей, — приходят к родителям и забирают последнее, и все это сопровождается насилием». Или другое: «Ежегодно в органы МВД поступает около 150 тысяч звонков: «Меня бьет муж, сожитель и т.д.». Из них 100 тысяч остаются без наказания».

А наказывать, согласимся, таких надо! Будет ли это привлечение к административной ответственности или, используя западный опыт, обязательное прохождение коррекционных программ. 

Но вопрос, как мне кажется, не только в том, надо ли помогать милиции бороться с насилием, преследованием и домогательствами. Еще раз повторим: надо! Но это насилие — оно же откуда-то берется! Помню, родители рассказывали: одного участкового на район хватало, чтобы и дебоширов утихомиривать, и алкашей с детских площадок гонять, и преступления раскрывать. Это, в свою очередь, означает: дело не только в законах. Не только в том, много их или мало, мягкие они или нет. Дело в нас. Что нам с нами-то делать? 

У закона есть и еще одна черта, о которой не стоит забывать: он жесткий. По самой своей природе. Сказано, что за домашние побои «штраф или административный арест», — так или иначе, а в семейном бюджете дыра. Потому что и при аресте придется платить «за питание полбазовой в сутки». Вот тебе, дорогая жена, и синяк под глазом, и дети без обновки. Так получается?

Кстати, о детях: а отцовский подзатыльник — он будет считаться физическим насилием в отношении детей? Кто и как будет определять меру, степень, глубину? Приводимые МВД цифры не радуют: «За прошлый год зафиксировано 82 факта насилия в семье в отношении детей, в том числе 24 угрозы убийством, 11 фактов истязания, 14 — причинение легких телесных повреждений. И 26 изнасилований и насильственных действий сексуального характера». С этим, безусловно, надо что-то делать. Но я еще раз заострю внимание на жесткости закона, коль уж он будет принят. Если ребенок заявит на родителей из-за шлепка по рукам, что им будет? А самому ребенку что? А как в семье, о которой и должен заботиться будущий законопроект, у них потом будет? Пока у меня вопросов гораздо больше, чем ответов на них. Впрочем, обычно в жизни так и бывает... 

Если брать тайваньский опыт — они, наверное, смогут прийти к заключению договоров всех со всеми. Но мне кажется, это все-таки не наш путь... 

mukovoz@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter