Угон, еще угон

Корреспондент «СБ» примерил... маску автовора. В порядке эксперимента
Корреспондент «СБ» примерил... маску автовора. В порядке эксперимента

Угнать автомобиль, оказывается, не так уж сложно. Во всяком случае, трижды средь бела дня при большом скоплении народа мы инсценировали кражу «Тойоты». Увы, никто даже не попытался вмешаться в сценарий редакционного эксперимента.

...Автостоянка около круглосуточного магазина на минской улице Богдановича переполнена. Наш водитель, помявшись какое–то время около «Тойоты», уходит якобы за покупками. Наступает час Х для меня. Покидаю укрытие и стремительно направляюсь к иномарке. Не спеша обхожу машину, пинаю ногой по колесу. Вроде как проверяю, есть ли сигнализация. «Охранка» тут же отозвалась нервным «но–но». Боковым зрением замечаю, что на меня смотрит детина из «Ауди». Ага, уже обратили внимание. Стараюсь вести себя как можно подозрительнее. Что он, к примеру, скажет, если я подергаю поочередно каждую ручку? Ноль реакции. Может, манипуляции с замком вызовут подозрение? Опять никаких действий. Неужели все равно, что поблизости явно предпринимают попытку угнать машину его коллеги–водителя?

Наконец срабатывает сигнализация. Но «зритель»... стыдливо отводит взгляд, словно это он вскрывает автомобиль, а не я. Деловито открываю капот и через пару минут отключаю «сторожа». Здоровяк из «Ауди» даже не тронулся с места. А парня из лотка явно больше занимают куры–гриль, чем чья–то ревущая «охранка». Не спеша сажусь за руль и столь же неторопливо завожу мотор. Оглядев напоследок стоянку, с ревом выезжаю на улицу.

А может, мне просто дали уйти? Сейчас обнаружится «хвост» и завоют сирены милицейских машин? Несколько раз оборачиваюсь, но нет — никто не преследует. Всего каких–то четверть часа — и я уже на кольцевой! Поди найди теперь. Я даже не думал, что «кражу» будет провернуть так легко...

— Где моя «Тойота»? — тем временем закатывает скандал «владелец» около магазина.

— Да черненький тут какой–то вертелся. Куда уехал — не знаю, — лишь развел руками детина из «Ауди». Увы, больше ничего полезного водитель сообщить не смог. Впрочем, как и остальные свидетели «угона». Интересно, как по такой примете искать милиции преступника? Но ведь находят! Раскрываемость угонов авто в Минске — 85 процентов.

Повторяем точь–в–точь наши действия на стоянке по улице Веры Хоружей. Рядом — остановка, несколько магазинов, Комаровский рынок. Народу — тьма! Однако автовору это только на руку: преступник как бы сливается с толпой. Вразвалочку подхожу к уже знакомой «Тойоте», «владелец» которой отлучился на пять минут. Снова воет сигнализация, опять лезу под капот. Бездействие свидетелей лишь добавляет уверенности. Еще полминуты — и мотор заурчал... Никто из окружающих и глазом не моргнул! Разве что дворничиха то ли в шутку, то ли всерьез на ходу бросила: мол, воровать нехорошо. Однако автомобиль и на этот раз я увел без всяких проблем.

Печально, но факт: граждане словно не замечают преступников (или не хотят замечать?). Мол, моя машина с краю, ничего не вижу, ничего не знаю. Удивительно! Неужели всем безразлично, что рядом совершается преступление? Сегодня вскрывают машину соседа, а завтра, не исключено, за руль вашего автомобиля сядет вор. Сколько краж и угонов можно было бы предотвратить, если бы окружающие не были так безразличны?

То, что угонщики чувствуют себя вольготно, я убедился лично. А что если попробовать угнать машину прямо из–под носа сотрудника неохраняемой платной парковки? Все–таки контролеры видят, кто приезжает, должны обратить внимание и на странного типа. Эх, была не была!

Наш водитель притормаживает около площади Якуба Коласа, нарочито долго расплачивается с контролером, сыплет шутками–прибаутками. Словом, делает все, чтобы его запомнили. А буквально через пять минут к «Тойоте» направляюсь я. Но до рева сигнализации и моего подозрительного поведения опять никому нет дела. Да что же это такое! Подзываю того же контролера, мол, не поможете выехать? Увы, улыбчивый парень ничего не заподозрил, а напоследок еще и счастливого пути пожелал... Вот такая ирония дороги!

Редакционный эксперимент еще раз показал: владелец машины может рассчитывать только на надежность охранной системы и собственную осторожность. Свидетели автовору не помеха, а иногда, наоборот, в помощь. Они только смогут запутать следствие, как в нашем случае.

Но неужели противостоять автоворам невозможно? К счастью, нет. Защитить авто можно несколькими способами. Но первым делом нужно позабыть о стереотипе, дескать, захотят угнать машину — обязательно угонят.

Сигнализация

Со «сторожем» машины уводят лишь в редких случаях (в основном новые иномарки, которые крадут под заказ). Еще лучше если «охранка» будет с пейджером. Непременно выведите световой диод на приборную панель.

Преимущества: звук сигнализации привлекает внимание, что крайне нежелательно для угонщика. Неопытный преступник вряд ли сможет обезвредить «охранку». Мигание светового диода на приборной панели в 95 случаях из 100 отпугнет злоумышленника.

Недостатки: как показал редакционный эксперимент, надеяться владелец должен только на свой чуткий слух. К тому же даже для самой хитроумной сигнализации всегда найдется «ключ».

Маркировка

Очень популярный нынче способ защиты. Каждый месяц около тысячи автолюбителей маркируют свои машины: узлы и детали авто покрывают специальным составом из баллончика. У всех точек один штрих–код (который заносится в специальную базу МВД), но для каждой машины он уникален. Автовор может заменить несколько десятков деталей, но все равно «зоркий» мини–микроскоп или ультрафиолетовая лампа обнаружит еще тысячи идентифицирующих точек. Кража становится бессмысленной.

Преимущества: точки со штрих–кодом нельзя ни смыть, ни вывести специальными средствами. Обычно воры не связываются с промаркированными автомобилями, кражи таких машин единичны.

Недостатки: маркировка относится к системе пассивной защиты от угона. Она не убережет, к примеру, от хулигана, разбившего стекло.

Право стоять!

Можно смело оставлять машину в гараже, на паркинге или стоянке. Угонщики редко решаются заглянуть на охраняемую территорию. Крадут в основном из плохо освещенных дворов ночью.

Преимущества: с большой долей вероятности защитит даже от мелких воришек, не говоря уже об угоне или краже.

Недостатки: до стоянки или гаража еще нужно дойти. А если приходится ехать пять остановок да еще с пересадкой? Зачем тогда вообще нужна машина?

Видеокамера

Многие, кто все же решается оставлять авто во дворе, направляют на него объектив видеокамеры, которая оборудована датчиком движения. Одного угонщика в Минске поймали именно благодаря системе видеонаблюдения.

Преимущества: наблюдение за машиной обойдется недорого. Видеозапись поможет найти и угонщика, и хулигана, поцарапавшего вам дверь.

Недостатки: у недорогих камер плохое разрешение, и рассмотреть лицо угонщика не всегда удается. Да и техника время от времени дает сбой.

Другие способы

Можно, конечно, как герой Андрея Миронова в фильме «Берегись автомобиля» ставить капкан на угонщика. Или прятать в обшивку сиденья шприц со снотворным. Однако куда проще установить секретную кнопку, которая блокирует зажигание автомобиля, или вообще застраховать машину по «Автокаско».

Автор благодарит за помощь, оказанную во время проведения эксперимента, старшего инспектора ГАИ Советского района Минска Дмитрия Морозова и Советское РУВД Минска.

Не бывает неприступных замков

В Минске в прошлом году похитили 181 автомобиль, а угнали — 372

Угоняют — чтобы покататься и бросить. Похищают, крадут — чтобы продать. Хотя разница условна и доказать ее бывает сложно, работники милиции предпочитают разграничивать понятия.

Лидируют в рейтинге автокраж «Жигули». Их «уводили» в 2006–м 178 раз. Вазовское семейство традиционно пользуется спросом у угонщиков. Чуть менее популярны «Москвичи», «Фольксвагены», «Опели» и «Ауди».

Отечественные машины иногда берут, чтобы просто покататься. Как–то оперативники задержали пожилого автовора, который угонял автомобили... чтобы доехать до кладбища, где похоронена жена. А потом бросал авто прямо на трассе. Другая участь ждет подержанные «Опели» и «Фольксвагены». Их разбирают на запчасти в гаражах, потом перепродают через рекламные объявления. Профессиональные же угонщики занимаются исключительно дорогими иномарками. К примеру, минская милиция задержала в прошлом году брестскую группу, которая «охотилась» исключительно на «Фольксвагены–Пассат Б5».

Преступники теперь оснащены не хуже Джеймса Бонда (в их арсенале даже есть сканеры, считывающие сигнал с пульта сигнализации). Эти из баловства «уводить» авто не будут. Дадут «отстояться» машине неделю–другую в тихом гараже на окраине города и перегонят в Россию. А там — ищи ветра в поле... Только предварительно перебьют номера на кузове. Да так, что комар носа не подточит! Липу отличить можно только с помощью специальной аппаратуры.

— Зачастую в угоне виноваты... сами автовладельцы, — считает командир спецвзвода Минской ГАИ Константин Стречко. — Один даже простейшую сигнализацию не удосужился поставить. Другой документы оставил в машине. Третий снял аккумулятор... А потом еще удивляются, что воришки позарились на их автомобили.

Обычно автоворы объявляются в одном из «спальных» районов города. То волна угонов прокатится по Малиновке, то по Сухарево. Выбирают ходовые модели, на которые будет спрос. Внимательно осматривают, как защищена машина: легко ли будет вскрыть, есть сигнализация или нет и т.д. Немалое значение имеет, где припарковано авто, — под окнами, под фонарем или в укромном дворике.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter