Уголовный "спринт"

Поздним июньским вечером Игорь Андреев остановил свой "Фольксваген-Джетту" возле одного из коммерческих киосков, чтобы купить сигарет.
Поздним июньским вечером Игорь Андреев остановил свой "Фольксваген-Джетту" возле одного из коммерческих киосков, чтобы купить сигарет. Едва он вернулся в авто, распахнулась передняя пассажирская дверь, и на сиденье бесцеремонно уселся какой-то мужчина: "Я - Кантор. Поехали, за все будет заплачено". При этом Кантор весьма недвусмысленно держал правую руку в кармане. Предполагая, что там вполне может быть какое-то оружие, Андреев решил не лезть на рожон и выполнять все требования пьяного и агрессивного "попутчика"... Около 5 утра остановились возле кладбища деревни Качино Минского района. Кантор мгновенно выхватил ключи из замка зажигания и ухмыльнулся: "Давай шмотки и деньги. Будешь дергаться - порежу..." Молча забрав у Андреева 30 долларов, куртку и пейджер, пошарил по салону и изъял еще автомагнитолу и упаковку тормозных колодок. После чего заговорил снова: "Ты меня видел. Я в розыске. Оставлять тебя в живых нет смысла..." После чего набросился на Андреева и стал душить. К счастью, Игорю удалось освободиться от стального захвата, выскочить из машины и убежать...

Впервые Кантор, в миру Андрей Канторович, был осужден за кражу еще в 14 лет. Судьи пожалели пацана и дали отсрочку исполнения приговора. Но парнишка вскоре опять попался на воровстве. На этот раз его приговорили к реальным 3,5 года лишения свободы. Освободился условно-досрочно. Для того чтобы вскоре снова сесть на скамью подсудимых. За пышный "букет" преступлений (разбой, два покушения на изнасилование, особо злостное хулиганство, хищение оружия) Канторовичу назначили уже 10 лет колонии - самый верхний потолок, который можно было применить к несовершеннолетнему преступнику. Правда, пока шло следствие, Андрей подрос настолько, что успел сочетаться браком со своей подругой, которая уже ждала ребенка.

И в очередной раз, после неполных 7 лет неволи, ему предоставили шанс на нормальную жизнь, применив амнистию и условно-досрочно освободив. Домой Канторович вернулся 23 октября 2002 года. Пытался наладить семейную жизнь - не получилось. Сосуществовать под одной крышей с родителями тоже не удалось. Словом, сколько ни маялся Канторович, но счастья так и не нашел. И уже в июне 2003 года он сорвался всерьез.

Начал с того, на чем "специализировался" сызмальства, - с краж. Дважды с дружками обворовывал административное здание завода "Керамин", потом умыкнул у доверчивого прохожего мобильный телефон. А вскоре Канторович перестал быть "застенчивым воришкой". И совершил первое разбойное нападение на уже упоминавшегося владельца "Джетты" Игоря Андреева. Спустя еще два дня Андрей Канторович познакомился на дискотеке с Владимиром Тарковым. Пригласил его составить компанию в поездке за город, в поселок Тарасово, - "проводить друга". Когда возвращались обратно в Минск, идти пришлось через лес. В какой-то момент Тарков ощутил страшный удар по голове сзади и потерял сознание. Очнувшись, понял, что закадычный "дискотечный товарищ" не только оглушил его, но и нанес несколько "контрольных" ударов ногами, сломав челюсть, а также забрал деньги, золотые украшения и мобильный телефон...

Валентин Прохоров жил в соседнем с Канторовичем доме. Однажды Валентин возился во дворе с двигателем своего новоприобретенного "Фольксвагена-Пассата". И тут на него неожиданно "наехал", как потом оказалось, Андрей Канторович: "Убери отсюда свою "тачку", иначе будут проблемы". Через несколько мгновений, правда, "смилостивился": "Ладно, ты нормальный парень, отвези меня куда-нибудь искупаться". Поездка в итоге растянулась на несколько дней: Прохоров возил нового знакомого "по делам", за что тот обещал помочь достать хорошую аудиотехнику по бросовой цене. В одну из ночей Канторович со случайно приобретенным персональным водителем бесцельно раскатывали по городу. Пассажир при этом методично "нагружался" спиртным. В конце концов приказал ехать в Тарасово. Когда лесная дорога привела в тупик, Прохоров обернулся спросить, куда ехать дальше. В этот момент Канторович, обхватив двумя руками нож, попытался лезвием сдавить горло водителю. Валентин Прохоров остался в живых по чистой случайности: успел подставить руку, а потом освободился от захвата и выбежал из машины. "На память" ему остались перерезанные сухожилия кисти руки и искалеченный палец.

Через 4 дня после нападения на Прохорова Канторович возвращался вечером домой с "коллегой" по последней "отсидке" Алексеем Дубиным. Возле подъезда они услышали, как в одной из квартир надрывается мощная аудиосистема. Поднявшись туда, представились молодой хозяйке работниками милиции. И с ходу стали имитировать бурную правоохранительную деятельность. Проверили руки девушек - не наркоманки ли, внимательно осмотрели жилище - нет ли характерных признаков притона и т.д. И в этот момент, видимо, Канторович понял, что в квартире есть чем поживиться, поэтому мгновенно перевоплотился в свой привычный образ грабителя. Вместе с Дубиным под угрозой ножа связал девушек, для пущей острастки поставил одной из них на спину раскаленный утюг. Потом оставил подельника охранять жертв, а сам стал скрупулезно паковать вещи. Не брезговал даже такими мелочами, как зубные щетки и бритвы, телефонные карточки... А под конец затащил хозяйку квартиры на кухню и изнасиловал.

После этого "художества" Канторович затаился - если не считать, конечно, беспричинного избиения случайного прохожего на железнодорожном вокзале в Ивьевском районе. И все-таки 10 сентября его задержали и заключили под стражу. Но история на этом не заканчивается. Уже 19 сентября Канторович согласился сознаться во всех совершенных преступлениях, если ему разрешат проститься с родителями. Один из оперативников поверил в эту фальшивую сентиментальность и под видом следственного эксперимента привез Канторовича к родителям. А на обратном пути, усыпив бдительность милиционера, ушлый преступник сбежал. К счастью, ненадолго. Благодаря бдительности сотрудников "Охраны" уже следующим утром на Канторовича надели наручники.

Совсем недавно Минским городским судом он был осужден к 18 годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Получается - по шесть лет неволи за каждый месяц лихой воли...

Конечно, эту историю можно считать в некотором роде беспрецедентной. По "разнообразию" и, главное, скорости совершения преступлений одним человеком. Откуда же появляются такие вот агрессивные криминальные "спринтеры", как Канторович или небезызвестный Девкш, суд над которым проходит в эти дни?

По словам прокурора отдела прокуратуры Минска Александра Боровского, который поддерживал в суде обвинение по делу Канторовича, а сейчас участвует в процессе над Девкшем, выявить некую закономерность появления уголовных "суперменов" чрезвычайно сложно. Возможно, Канторович в детстве получил психологическую травму, когда во время игры на территории карьера оказался засыпанным песком и его чудом спасли случайные прохожие. И у Девкша начались проблемы тоже в раннем возрасте: отец погиб в автомобильной аварии, после чего в семье стали возникать конфликты. Девкш с 8 - 9 лет был фактически предоставлен самому себе, и его воспитанием "занимался" двор.

А может, причиной всему - невозможность вырваться за рамки преступной среды и присущей ей философии? За долгие годы жизни за колючей проволокой на свободе происходят такие перемены, к которым бывший зэк просто не в силах приспособиться, а потому ему остается одно - снова браться за хорошо знакомое криминальное ремесло. И снова попадать за решетку... Известный российский психиатр Александр Бухановский, проведя многочисленные исследования феномена преступника, пришел к выводу, что склонность к насилию и социальной агрессии может быть врожденной и характеризуется специфическими изменениями головного мозга.

Что ж, версии появления "гигантов большого криминала" могут быть самыми разными. Но до тех пор, пока никому не удалось окончательно установить причину этого явления, обществу остается уповать лишь на эффективную борьбу правоохранительных органов с девкшами и канторовичами...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter