Уго Чавес, крестьянский сын

ЧЕМ была известна Венесуэла раньше? Мировым рекордом по числу «мисс Вселенная», количеством запасов нефти и высочайшим уровнем коррупции. Экспорт нефти только в период с 1960 по 1998 год дал венесуэльской казне сумму, равную пятнадцати планам Маршалла. Несмотря на это, семь из каждых десяти венесуэльцев оставались... за чертой бедности. «Клянусь этой умирающей конституцией...» — так начал свою присягу новый президент Венесуэлы Уго ЧАВЕС Фриас, получивший на выборах 6 декабря 1998 года 56,29 процента голосов.

Он вернул страну тем, кому она никогда не принадлежала, – венесуэльцам. И сегодня у Венесуэлы в мире много друзей, включая Беларусь

ЧЕМ была известна Венесуэла раньше? Мировым рекордом по числу «мисс Вселенная», количеством запасов нефти и высочайшим уровнем коррупции. Экспорт нефти только в период с 1960 по 1998 год дал венесуэльской казне сумму, равную пятнадцати планам Маршалла. Несмотря на это, семь из каждых десяти венесуэльцев оставались... за чертой бедности. «Клянусь этой умирающей конституцией...» — так начал свою присягу новый президент Венесуэлы Уго ЧАВЕС Фриас, получивший на выборах 6 декабря 1998 года 56,29 процента голосов.

ЧАВЕС — индеец. И даже с примесью негритянской крови. А министр образования у него — чернокожий. У них нет счетов в швейцарских банках и на Каймановых островах. И они не хотят быть ни служащими МВФ, ни чьими бы то ни было партнерами по «антитеррористической кампании». И многие из членов правительства Чавеса, придя к власти, не переехали из своих кварталов среднего класса в новые мансионы шикарных районов Каракаса.

Венесуэльские и международные СМИ, представители мощных экономических групп и Госдепартамента США не прекращают обвинять венесуэльского президента в том, что он — диктатор. За все время этой странной «диктатуры» в стране не было и нет ни одного политзаключенного, не был закрыт ни один информационный орган оппозиции; ни одна демонстрация протеста не была ни запрещена, ни разогнана полицией.

Зато Венесуэла отказалась участвовать в экономическом эмбарго против Кубы и от участия в гражданской войне в соседней Колумбии. Это чуть ли не единственная страна Западного полушария, пытающаяся проводить свою собственную независимую политику.

ВПЕРВЫЕ мир и Венесуэла услышали о Чавесе двадцать лет назад. 3 февраля 1992 года на центральных улицах Каракаса и других городов страны появились танки. Во главе восставших находился до тех пор никому не известный подполковник парашютно-десантных войск Уго Чавес. На голове у него был красный берет. Целью этой операции стало свержение правительства, «потому что было необходимо положить конец коррупции, неолиберальным реформам и использованию вооруженных сил против народа Венесуэлы». Столкновения продолжались до 4 февраля. В полдень этого дня Уго Чавес сдался властям, призвал своих сторонников сложить оружие и взял на себя всю ответственность за подготовку и организацию мятежа. В момент ареста, транслировавшегося в прямом эфире, Чавес заявил, что он и его товарищи складывают оружие потому, что на этот раз им не удалось добиться поставленной цели, а также чтобы избежать продолжения кровопролития. Но это не означает конец борьбы.

Два года Чавес провел в тюрьме. Когда же он в результате амнистии был освобожден следующим, только что выбранным, президентом, народ его встретил как героя, и тысячи его сторонников в красных беретах вышли на улицы.

Уго Чавес родился в 1954 году в крестьянской семье в венесуэльской провинции — случай небывалый в истории, так как обычно президенты латиноамериканских стран — выходцы из совершенно иных кругов. С ранней юности он начал военную карьеру, которая для многих венесуэльских бедняков была способом решения экономических проблем. Как и большинство представителей его социальной группы в Венесуэле, Чавес — ярко выраженный сангвиник и экстраверт, он привык выражать свои мысли прямо и откровенно, без двойного подтекста, называть вещи своими именами.

К моменту вооруженного восстания 1992 года все венесуэльское общество было глубоко разочаровано в традиционных политических партиях, степень коррупции которых превзошла все мыслимые границы. Уровень жизни с каждым годом ухудшался. Стране нужен был новый лидер. Многие, особенно самые бедные и малограмотные, ее граждане ожидали появления мессии.

4 ФЕВРАЛЯ 1992 года на экранах венесуэльских телеканалов появился молодой офицер в красном берете, говоривший о Христе и Боливаре. Увидев, как похожи простое лицо и простые слова его на лица и слова миллионов бедных венесуэльцев, страна сделала свой выбор.

Свой второй выбор страна сделала 13 апреля 2002 года, когда безоружными массами, вышедшими на улицы, был сорван государственный переворот, направленный на отстранение Чавеса от власти.

Политика правительства Чавеса включала ряд масштабных социальных программ, в том числе по созданию систем всеобщих образования и здравоохранения. Был установлен жесткий контроль над государственной нефтяной компанией Petroleos de Venezuela, прибыли которой направлялись на нужды общества: строительство больниц и школ, борьбу с безграмотностью, проведение аграрной реформы и другие. Завоевав таким образом поддержку малообеспеченного большинства населения, Чавес приступил к национализации предприятий в различных отраслях промышленности.

В 1999 году принята новая конституция Венесуэлы, которая увеличила президентский срок с пяти до шести лет. На президентских выборах 30 июля 2000 года Чавес набрал 60 процентов голосов. В последующий период политический курс Чавеса, названный «боливарианским движением к социализму», сместился влево. Президент выступал с жесткими заявлениями в адрес «олигархов-хищников» — руководителей нефтяной отрасли, а также иерархов католической церкви и оппозиционных журналистов. На внешнеполитическом направлении Чавес занял антиамериканскую позицию.

Антиамериканизм и антиглобализм стали визитной карточкой Чавеса. Под его руководством Венесуэла стала претендовать на лидерство в оппозиции США в Западном полушарии.

Выпадами против Штатов Чавес завоевал симпатии во всем мире. Американцев не мог не возмутить список зарубежных друзей Чавеса, союз с которыми он назвал «осью добра»: иранский президент Махмуд Ахмадинеджад, президент Боливии Эво Моралес, президент Кубы Фидель Кастро. С Кубой у Венесуэлы установились особенно дружественные отношения. Чавес по низким ценам продавал островному государству энергоносители и предоставлял ему экономическую помощь.

Чавес продолжил консолидацию власти. Еще в 2006 году он заявил о создании новой партии, куда вместе с возглавляемым Чавесом Движением Пятой республики должны были войти и другие партии, поддерживающие «боливарианское движение к социализму». Новую политическую организацию возглавил сам Чавес, назвав ее «партией социальной борьбы и защиты отечества».

В 2009-м из-за урагана Эль-Ниньо в Венесуэле началась засуха, что привело к критическому понижению уровня воды в водохранилищах гидроэлектростанций, которые вырабатывают около 75 процентов электроэнергии страны. Из-за этого в венесуэльских городах участились случаи отключений электричества, с перебоями работало метро в Каракасе. В качестве ответной меры Чавес потребовал от жителей страны экономить: в частности, он предложил не играть в футбол по ночам, мыться холодной водой под душем не более трех минут и не пользоваться кондиционерами...

В июне 2011 года Чавес перенес операцию в одной из кубинских клиник. 30 июня президент признался, что во время операции ему удалили раковую опухоль. В середине июля того же года Чавес вновь отправился на Кубу, чтобы пройти курс химиотерапии.

Между тем курса лечения, перенесенного Чавесом, оказалось недостаточно: в феврале 2012 года врачи на Кубе сделали ему еще одну операцию по удалению опухоли.

11 ИЮНЯ 2012-го Чавес зарегистрировался кандидатом на предстоявших 7 октября 2012 года президентских выборах в Венесуэле, его основным соперником называли единого кандидата от оппозиции, бывшего губернатора штата Миранда Энрике Каприлеса. Накануне Чавес заявил о своем полном выздоровлении.

На состоявшихся 7 октября 2012 года президентских выборах в Венесуэле Чавес был переизбран на новый шестилетний срок, набрав 54,4 процента голосов избирателей. Каприлеса поддержали 44,9 процента проголосовавших жителей страны.

CОГЛАШЕНИЕ об установлении дипломатических отношений между Венесуэлой и Беларусью подписано 4 февраля 1997 года в штаб-квартире ООН. Реальное воплощение соглашения началось в июле 2006-го во время первого официального визита Президента Венесуэлы Уго Чавеса в Минск.

Совпадение или близость подходов Беларуси и Венесуэлы по актуальным внешнеполитическим вопросам создали благоприятные предпосылки для активизации взаимодействия на международной арене и долгосрочного политического партнерства. Взаимопонимание и высокий уровень доверия между нашими странами обусловлены совпадением подходов по ключевым международным проблемам, единством взглядов Минска и Каракаса на будущее многополярного мира.

Президент Венесуэлы Уго Чавес посещал Беларусь пять раз: в 2006-м, 2007-м, 2008-м, 2009-м и 2010 годах. В декабре 2007-го и марте 2010 года состоялись официальные визиты в Венесуэлу Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, во время которых был подписан ряд важных документов, открыто совместное белорусско-венесуэльское предприятие по добыче нефти в штате Ансоатеги.

Также Беларусь создаст в Венесуэле крупный домостроительный комплекс, который включает в себя 12 мини-заводов. По всей стране будут строиться не только микрорайоны, но и агрогородки, к возведению которых с помощью белорусских специалистов там уже приступили.

Так, наша сторона продолжает строительство в Венесуэле агрогородка с 500 домами приусадебного типа, молочно-товарной фермой, молокозаводом, птицефабрикой по производству 6 тысяч тонн мяса. Этот проект оценивается в полмиллиона долларов. Более того, Президент Венесуэлы Уго Чавес предложил белорусам построить еще четыре таких агрогородка.

Параллельно белорусские специалисты будут возводить в Венесуэле агроиндустриальные городки. В штате Гуарико планируется поселок на 250 домов и целый ряд производственных объектов. А всего в Венесуэле наши строители создадут 5 таких поселков.

Белоруссия и Венесуэла планируют реализовать совместные проекты общей стоимостью около 5 миллиардов долларов. В частности, подписан контракт на строительство ТЭЦ мощностью 600 МВт в промышленной зоне Санта-Инес и газопровода Баркисемето—Баринас протяженностью 260 километров.

Во время последнего визита Президента Беларуси в Венесуэлу, который состоялся в июне нынешнего года, Александр Лукашенко в свою очередь заверил, что все договоренности, которые были заключены Беларусью и Венесуэлой, будут выполнены досрочно. «Мы всерьез и надолго заложили основы сотрудничества, — сказал глава белорусского государства. — Мы среднеевропейская страна, у нас много мест приложения труда, но мы хотим частичку себя оставить здесь, в Венесуэле. Мы пришли сюда не как колонизаторы. Мы строим предприятия, жилье, обучаем венесуэльцев. Решение о диверсификации экономики спустя годы люди оценят как подвиг».

В ТЕМУ

ЭКОНОМИКА — локомотив двусторонних отношений Беларуси и Венесуэлы, — заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Боливарианской Республики Венесуэла в Республике Беларусь Америко Диас НУНЬЕС.

Дипломат подчеркнул: «Между нами существует что-то большее. Оно видно на уровне отношений лидеров двух государств и отношений между народами. Например, Беларусь и Венесуэла — это не мировые гиганты, второй момент — у нас есть общие враги. Третий объединяющий фактор — это то, что народы обеих стран боролись за свою независимость. Кроме того, наши народы объединяют некоторые черты характера, некий единый дух —  жизнерадостность, а также откровенность, чистосердечность с самими собой и другими».

Хорошим спросом в Венесуэле пользуется промышленная продукция Беларуси, оборудование, машины. Говоря о перспективах дальнейшего сотрудничества двух стран, Диас Нуньес подчеркнул, что стоит обратить внимание на расширение, укрепление взаимодействия в сфере образования, в научно-технической сфере.

Посол Венесуэлы поделился впечатлениями о белорусах: «Я буду вспоминать белорусов, их поведение по отношению к иностранцам. Это в первую очередь открытость, отзывчивость и дружелюбность. И, конечно, белорусские женщины. Да, в Венесуэле у нас много красивых женщин, но красота белорусок немножко другая, она тоже очень привлекает».

Америко Диас Нуньес также обозначил время возможного визита Президента Венесуэлы Уго Чавеса в Беларусь — ближайшие три месяца.

По материалам интернет-ресурсов


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter