Угли большого города

В Минске уже вовсю продают билеты на очередной, седьмой по счету, Международный фестиваль перформанса «Новинки», хотя само событие состоится только в последние дни августа.
В Минске уже вовсю продают билеты на очередной, седьмой по счету, Международный фестиваль перформанса «Новинки», хотя само событие состоится только в последние дни августа. Очень похоже на «пиар»–ход — ведь прежде приобщиться к интернациональным арт–провокациям в Музее современного искусства предлагалось бесплатно. Да и сейчас попасть туда можно будет практически даром — цена на билеты символическая, самые дорогие стоят полторы тысячи белорусских рублей. В этот раз нам обещают гостей из Канады, Японии, Швеции, Франции, Чехии, Румынии... ну и так далее. Обширная география в данном случае — дело уже обычное. Неизвестно, правда, приедет ли постоянный участник «Новинок», колоритный польский пан Ян Свидзинский, все–таки разменять девятый десяток — это вам не шутки. Хотя, возможно, и приедет, — как ни странно, до сих пор этот фестиваль перформанса остается единственным в Восточной Европе. И это притом, что в последнее время страны и континенты буквально помешались на всевозможных арт–представлениях. Особенно массовых.

Всякий художник мечтает сказать миру то, что мир до него еще не слышал. Но, увы, по мнению специалистов, такого понятия, как «авангардное искусство», больше не существует. Когда все открытия давно совершены, остается лишь с большим или меньшим успехом цитировать новаторов прошлого... Перформанс, конечно, не изобретение новейшего времени, но само по себе явление относительно свежее и не особенно избитое. К тому же возможностей эпатировать ближнего здесь гораздо больше, чем, скажем, в станковой живописи. Но чем–либо потрясти жителя современного мегаполиса уже практически невозможно. В новом тысячелетии «перформеры» попытались было разрушить последние «табу» в сознании обывателя, объявляя «художественной акцией» прилюдные занятия любовью, «интерактивные» роды и даже попытки самоубийства с приглашением зрителей. Но публика, приученная современными СМИ и не к такому, только пожимала плечами...

А вот акции нью–йоркского художника Спенсера Туника неизменно успешны. Где–то слышали это имя? Ну да, это тот самый, который выстраивает скульптурные композиции из тысяч обнаженных тел в различных городах мира. Желающие принять участие в этих массовых перформансах едут к Тунику отовсюду, правда, одной лишь решимости обнажиться участнику будущей акции мало — сначала каждый претендент должен пройти собеседование на тему современного искусства... Сам художник утверждает, что главная цель его акций — раскрепощение человека. Но, думается мне, есть здесь еще одна приманка, кроме возможности раскрепоститься, а именно, вероятность почувствовать себя создателем некоего произведения, участником творческого акта в компании единомышленников. Ведь почему новое увлечение молодежи — флэшмоб (по сути, тот же уличный перформанс, только массовый) так стремительно завоевывает города и страны? Главные проблемы члена современного техногенного общества — индивидуализм и высокие технологии, иными словами, одиночество и неудовлетворенная потребность творчества. Проблемы, часто не осознаваемые, но оттого не менее реальные.

Я сама, по большому счету, такое же страдающее дитя большого города. Оттого и купилась однажды на интернет–приглашение поучаствовать в очередном минском флэшмобе в поддержку классиков белорусской литературы. Предлагалось прийти на центральную столичную площадь с книгами любимых авторов и изображать там увлеченное чтение. В «исполнении» нескольких сотен человек (подобные акции и у нас собирают немало народа), полагаю, это было бы грандиозно... А на поверку оказалось, что меня заманили на очередной политический митинг (и не меня одну). Было обидно и противно, такая идея пошла прахом... Хотя, с другой стороны, если на флэшмобе и перформансе пытаются спекулировать политтехнологи и «пиар»–менеджеры, штука это, очевидно, популярная. Вон как на улицах Москвы рекламируют сейчас новый российский фильм «Дура» — как будто полгорода превратилось в этих самых «дур», заклеивающих авто мирных граждан листовками с лаконичным названием картины, вызывая закономерное раздражение этих самых граждан... Только искусство и бизнес, искусство и политика — вещи, как известно, несовместные. К счастью, будущий минский фестиваль далек и от того и от другого. Значит, пожалуй, не лишен шансов стать явлением современного искусства...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter