Углеродное финансирование возможно и в Беларуси

Невзирая на то, что поправка к Киотскому протоколу, дающая возможность торговли квотами, еще не принята, Беларусь уже сегодня может использовать некоторые механизмы протокола

Невзирая на то, что поправка к Киотскому протоколу, закрепляющая за нашей страной количественные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на период с 2008-го по 2012 год и дающая возможность торговли квотами, еще не принята, Беларусь уже сегодня может использовать некоторые механизмы протокола. В частности, готовить и реализовывать проекты «совместного осуществления». Об этом на заседании круглого стола «Возможности углеродного финансирования и опыт Всемирного банка» рассказал начальник отдела госконтроля за воздействием на климат Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Владимир Тарасенко.

По его словам, предшествующий встрече с журналистами семинар носил образовательный характер. Рассматривался опыт других стран, возможные варианты построения институциональной и правовой структуры по новому механизму торговли выбросами – схеме зеленых инвестиций. «У Всемирного банка накоплен огромный опыт в области углеродного финансирования, — отметил специалист, — которого нам пока не хватает».        

В частности, Всемирный банк (ВБ), создавший ряд углеродных фондов, присутствует на мировом углеродном рынке уже несколько лет. К слову,  существует этот рынок с 2005 года, когда протокол ратифицировала Россия. Сегодня он оценивается в 27 миллиардов долларов. По словам старшего специалиста по энергетике ВБ Джейн О. Эбингер, задача банка — обеспечить надежный вклад углеродного финансирования в устойчивое развитие стран, а также охрану окружающей среды. «Мы в дальнейшем будем прилагать усилия для защиты интересов стран с развивающейся экономикой, чтобы они получили экономическую выгоду от операций на рынке квот, — отметила она. — Мы располагаем суммой около 2 миллиардов долларов, которые нам доверены на инвестирование проектов «совместного осуществления». Наша цель – помочь развитию этих проектов. К слову, многие из них уже запущены и приносят прибыль». 

Кстати, во время прошедшей в Минске встречи специалистам банка и Минприроды Беларуси удалось договориться о сотрудничестве по многим направлениям. «Всемирный банк проявил заинтересованность в реализации нескольких проектов, — рассказал Владимир Тарасенко. – Их необходимо доработать и отправить на рассмотрение. Речь, в частности, о проекте по возобновляемым источникам энергии, биогазовым установкам. Думаю, перспектива сотрудничества в этом направлении достаточно велика, как велики и интересы банка. Они готовы рассмотреть любой крупный и привлекательный проект, и мы их им предоставим». 

По мнению специалистов ВБ, Беларусь вскоре сможет присутствовать и на рынке свободных квот (они выразили надежду на скорую ратификацию поправки). Вот только цена за тонну (сегодня стоимость тонны СО2 на рынке колеблется от 5 до 11 евро) будет для нас, скорее, ближе к нижней отметке. 

Однако, по мнению Владимира Тарасенко, это не столь важно, поскольку финансовые средства, которые могут прийти в страну, не являются определяющими в развитии нашего государства. Говоря о максимальной сумме от продажи квот, которую Беларусь теоретически сможет привлечь в экономику страны в течение первого периода обязательств, специалист назвал сумму в пределах 500—750 миллионов евро. 

Однако, если процесс ратификации поправки к протоколу затянется, цифра может быть серьезно снижена. «Но мы прилагаем все усилия для ускорения этого процесса», — заявил Владимир Тарасенко. Отвечая на вопрос о том, что будет после окончания действия протокола, он отметил: углеродный рынок сохранится, но, возможно, в несколько видоизмененном состоянии, однако обязательства станут еще более жесткими, а международное сотрудничество еще более интенсивным. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter