Угар от табачного дыма

Нелегальным торговцам сигаретами «дали прикурить» сотрудники   ДФР  Комитета государственного  контроля

Нелегальным торговцам сигаретами «дали   прикурить» сотрудники   ДФР  Комитета государственного  контроля 

«В   сизо   я   хоть   отдохну…» 

Когда сотрудники Департамента финансовых расследований объявили Егору Гаврилюку о том, что его заключают под стражу, он не стал терять присутствия духа. 

— В сизо я хоть отдохну, — заявил  оптимист. 

В этих словах была большая доля истины. Молодой мужчина не жалел ни времени, ни сил, налаживая свой теневой бизнес. Прибыльная торговля сигаретами, если выражаться высокопарно, стала делом всей его жизни. Первые шаги в этой теневой сфере сделал еще в девяностые годы прошлого столетия. Со временем этот бизнес усложнился, стал более изощренным. Гаврилюку приходилось перерабатывать огромные потоки информации, реагировать на важные сообщения и вечерами, и в выходные дни. Иначе поступать он не мог, так как каждое решение, удачная сделка, деловитость и разворотливость в итоге сулили живые деньги. Огромные деньги. Надо было постоянно анализировать, сопоставлять  шансы и возможности, предпринимать упреждающие действия. А это труд, пусть и специфический, но весьма  нелегкий. Можно даже сказать каторжный труд – не разгибаясь, в табачном чаду грести деньги лопатой. Без всяких отпусков. 

По всему чувствовалось, что Гаврилюк изрядно выдохся за годы непосильного теневого труда, поэтому отдых, пусть и в казенных стенах следственного изолятора, был ему всласть. Он ни о чем не хотел думать, ни о чем говорить. Находясь в камере следственного изолятора, девять месяцев (!) отказывался давать показания. Адвокат подсказал подзащитному: глупо тупо молчать, когда следствие уже собрало тома доказательств твоей вины. Надо признаваться и тем самым, быть может, как-то удастся облегчить свою участь. 

Плюс система мер конспирации 

Егор Гаврилюк создал под себя организованную группу, сформировал ее структуру, определил направления и характер деятельности. Взяв на себя полномочия по осуществлению руководства теневым формированием, четко распределил роли и функции каждого участника, разработал схему преступной деятельности, рассчитанную на длительный период времени и предусматривающую систематическое получение дохода в особо крупном размере, механизм ее реализации, а также систему мер, обеспечивающих сокрытие незаконных действий и противодействие правоохранительным и налоговым органам. 

Разработанная Гаврилюком схема  предусматривала использование в целях приобретения табачных изделий наименований, реквизитов, печатей, расчетных счетов, бланков бухгалтерских документов различных субъектов хозяйствования. Она работала с помощью дюжины помощников, каждый из которых контролировал и заправлял исключительно своим участком, как правило, ничего не зная о своем коллеге-смежнике и не догадываясь об истинных масштабах всей теневой деятельности. 

Свои «щупальца» сигаретный спрут пустил в различные структуры. Гаврилюк с помощью своих подручных использовал для приобретения табачных изделий в ООО «Табак-инвест», ОАО «Белбакалея» и  других предприятиях реквизиты, печати, расчетные счета, бланки бухгалтерских документов индивидуальных предпринимателей С. Жуковского, А. Прокопенко, Д. Апанасевича, А. Подобеда и других – всего 10 ИП. 

Любопытной была и система мер конспирации, разработанная руководителем организованной группы. Она оказалась очень продуманной и позволяла долгое время злоумышленникам уходить от наказания. Эта система была направлена на сокрытие незаконного предпринимательства и минимизацию риска провала. Включала в себя обязательное наличие в пакете документов зарегистрированного субъекта хозяйствования, от имени которого членами группы приобретались табачные изделия, специального разрешения (лицензии) на право осуществления розничной торговли, использование его и реквизитов каждого индивидуального предпринимателя не более четырех месяцев. Производилась и смена членов организованной группы, непосредственно осуществляющих получение по подложным документам, в том числе и на подставных лиц, табачных изделий на предприятиях. Обеспечивалась  строгая конфиденциальность информации о месте расположения складских помещений по хранению незаконно полученных табачных изделий. Перегрузка табачной продукции из одного транспортного средства в другое осуществлялась в различных местах вне территории предприятий, реализующих сигареты оптом. С января 2006 года система мер конспирации включала  направление для заключения договоров на поставку табачных изделий и оформление товарно-отгрузочных документов в адрес ИП Т. Гахрамановой и В. Ковальчука самих индивидуальных предпринимателей. Для сотрудников предприятий-поставщиков они выступали как самостоятельные субъекты хозяйствования. 

Конспирацию противоправной деятельности организованной группы Е. Гаврилюка обеспечивала и реализация табачных изделий через торговые точки на столичных рынках – ЗАО «Выставочный центр «Аквабел» и ООО «Торговый дом «Ждановичи», арендованные индивидуальным предпринимателем С. Скоком. Фактически деятельность организованной группы по реализации сигарет через торговые точки ипэшника Скока служила прикрытием незаконной предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода в особо крупном размере, и предусматривала своевременную  оплату  аренды торговых точек в бюджеты всех уровней. 

…И стригли сигаретные купоны 

Е. Гаврилюк возложил на себя и руководство организованной группой, и  обеспечение ее жизнеспособности на протяжении длительного периода времени. Действовал опосредованно, через лиц, не осведомленных о целях и характере деятельности. Занимался вопросами создания либо поиска субъектов хозяйствования с целью дальнейшего использования их реквизитов и документов для получения  табачных изделий. Вел переговоры с сотрудниками табачных компаний, осуществляющих оптовую реализацию сигарет, по заключению договоров от имени индивидуальных предпринимателей. Изготавливал документы на пополнение счетов индивидуальных предпринимателей наличными, а также на перечисление денежных средств в качестве предоплаты за сигареты по заключенным договорам. Организовывал изготовление поддельных печатей тех индивидуальных предпринимателей, от имени которых получалась табачная продукция. Непосредственно размещал на предприятиях заказы на требуемые к приобретению табачные изделия. Передавал членам группы для оплаты сигарет деньги, контролировал их поступление на счета табачных компаний в качестве предоплаты за товар. Непосредственно осуществлял контроль за получением членами организованной группы табачных изделий на складах предприятий и их транспортировкой до конечного покупателя либо в места хранения.  Распределял доход, полученный от занятия незаконной предпринимательской деятельностью. 

Объемы табачной продукции,  получаемой такими группировками, составляли до 200 миллионов рублей в день и фактически сводили на нет возможность получения законопослушными предпринимателями сигарет в необходимом им ассортименте и количестве. Работники ОАО «Белбакалея»  ходовые виды сигарет в первую очередь отпускали  лже-предпринимателям, подконтрольным преступной группе Гаврилюка. Это вынуждало добропорядочных предпринимателей идти на поклон к дельцам. Чтоб не стоять с раннего утра в очереди за табачными изделиями, многие из них готовы были приплачивать (и делали это) тому же Гаврилюку за то, что он экономил их время. 

На протяжении нескольких месяцев сотрудники Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля собирали оперативную информацию о лицах, причастных к нелегальному бизнесу. Воспроизводили механизм и схемы теневой деятельности, отслеживали связи. В результате комплекса оперативно-розыскных и контрольных мероприятий по пресечению фактов незаконной реализации, а также транзита через Беларусь подакцизной группы товаров, вовлекаемых в последующем в теневой оборот, была выявлена преступная деятельность не только команды Е. Гаврилюка, но и еще двух группировок. Доход от данной незаконной деятельности одной преступной группы составил свыше 30 миллиардов рублей, второй – 21 миллиард, третьей – свыше 7 миллиардов рублей. 

У того же Егора Гаврилюка, который в целях конспирации числился дворником в штате одной из минских школ, нашлось шесть квартир, два шикарных коттеджа, три земельных участка, несколько машин. Подпольный миллионер да и только! И все эти сверхдоходы были получены за счет умело организованного теневого табачного бизнеса. 

Только в ходе рассмотрения двух уголовных дел в доход государства конфисковано имущество на 1,4 миллиона долларов. По приговору Минского городского суда Егор Гаврилюк не только распрощался со своей недвижимостью, но и на шесть лет со свободой. Ближайшие годы он проведет в колонии усиленного режима и лишится права пять лет заниматься предпринимательской деятельностью. К длительным срокам заключения приговорены и участники остальных групп. 

Постепенно рассеялся криминальный табачный дым. На табачном рынке воцарились тишь и благодать. Надолго ли? А что, если новые гаврилюки захотят занять опустевшую табачную нишу, чтобы, придумав новые изощренные схемы, сколотить большие состояния? Думается, во многом это зависит от того, насколько бдительно будет отслеживаться нелегальный рынок табачных изделий контролирующими и правоохранительными органами. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter