Наш ответ на санкции Запада будет в реальности гораздо сильнее, чем сегодня некоторым кажется

Удушающий прием не прошел — схватка продолжается

Разговор с позиции силы для коллективного Запада — дело привычное. Буква закона, международное право, различные соглашения и договора для них давно уже не указ. Сильные мира сего нынче живут по понятиям, пытаясь запугать своих оппонентов, надавить на них, уничтожить тех, кто им не мил. В этом ряду и такой инструмент, как введение санкций. Занятие, скажем прямо, весьма сомнительное. Ведь, размахивая санкционной дубинкой, в запале можно ненароком и в лоб себе угодить. Рассчитывая наказать санкциями Беларусь, сделать ее послушной и втянуть в орбиту своего влияния, Запад рискует получить обратный эффект.

Крепкий белорусский орешек

Санкционная атака на нашу страну не стала чем-то неожиданным для Минска. То, что США и ЕС прибегнут к своей излюбленной практике, стало понятно сразу после 9 августа 2020-го, когда «мятежники» и их западные кураторы получили жесткий отпор от государства и вынуждены были похоронить свои планы блицкрига против Беларуси. Тогда в ход пошли проверенные на других странах революционные приемы из методички старика Шарпа: «девушки с цветочками и хороводами», «марши пенсионеров», призывы к забастовкам, «бойкоты» отечественным товарам… Но и здесь не сработало, белорусский орешек оказался явно не по зубам политтехнологам «цветных революций». С треском провалилась попытка убить Президента — наши спецслужбы снова оказались на высоте.

Тогда экстремисты перешли к тактике индивидуального террора, надеясь выбить из обоймы известных людей — политиков, журналистов, силовиков. Одновременно против Минска была развязана санкционная вой­на в расчете на удушение экономики. Смешно и одновременно грустно наблюдать, как наши беглые разъезжают по европейским и американским офисам, отчаянно требуя усилить экономическое давление на Беларусь. На днях вот, например, снова отличилась Тихановская, вымаливая в Вашингтоне новую порцию санкций против своего народа. Оставим за скобками тот факт, что представители американской власти, «оплота демократии», принимают всяких самозванцев, объявивших себя «национальными лидерами», и всерьез обсуждают с ними белорусский вопрос. Но вот откуда эти шакальи повадки у некоторых наших «революционеров»? С одной стороны, они красиво рассуждают о человеческих ценностях и правах, а с другой — плюют на всех белорусов и готовы их оставить без работы, без зарплат, пенсий и куска хлеба, лишь бы удовлетворить свои грязные амбиции. Впрочем, в партизанской республике отношение людей к предателям и прочим бчб-мерзавцам известно.

Сработали с плюсом

Что же касается санкций — дело, конечно, неприятное, но не смертельное, поскольку и на этот «яд» есть противоядие. Ответные меры Минска не заставили себя ждать, а вскоре к нам подключилась и Москва, поскольку эта тема не менее актуальна теперь и для России. На недавней встрече в Санкт-Петербурге Александр Лукашенко и Владимир Путин поручили правительствам двух стран подготовить план совместного противостояния западным санкциям. Работа над ним идет. Премьер-министр Беларуси Роман Головченко раскрывать суть плана не стал, аргументировав тем, что это очень чувствительная тема, за нами слишком много наблюдают те, кто заинтересован в наращивании санкционного давления. Но в целом направления работы включают противодействие непосредственному влиянию санкций и меры поддержки со стороны Российской Федерации.

Это, в частности, касается кредитно-финансовой поддержки белорусской банковской системы, страхования заключаемых сделок. По словам Романа Головченко, нет сомнений, что в этой части поддержка России полностью перекроет те возможные последствия, на наступление которых рассчитывают те, кто эти санкции вводит:

— Конечно, мы будем вынуждены уходить от западных товаров, от западных технологий. Мы знаем, чем заменить, знаем поставщиков, готовы переориентироваться. Разрыв технологий сейчас минимальный. Мы готовы переключиться в том числе на азиатские технологии, которые последние несколько десятилетий семимильными шагами движутся вперед. По предварительным подсчетам, один Китай может заменить 90 процентов европейских и американских технологий. Плюс к этому российские технологии, которые достаточно активно развиваются.

Кстати, говоря о влиянии санкций на белорусскую экономику, в Правительстве приводят тот факт, что за первое полугодие этого года прирост ВВП в Беларуси составил 3,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть экономика сработала с плюсом. Кто там что говорил о крахе белорусской модели?

Мощный триггер для интеграции

Понятно, что никто не занимается шапкозакидательскими настроениями. Эксперты рассматривают санкции как серьезный вызов экономической безопасности. Но любой вызов надо превращать в возможность.

Минский моторный завод расширяет линейку выпускаемой продукции и наращивает экспортные поставки. Говоря о западных санкциях против Беларуси, генеральный директор ММЗ Александр Рогожник сказал: «Завод никогда не бездействовал и не зависит от импорта во многом благодаря тому, что за десятилетия работы четко реагировал на все изменения и вызовы».
Фото Виталия Пивоварчика
— Белорусский сюжет конечно же вписан в план глобального противостояния Запада и России с Китаем, новой холодной войны, — отмечает в своем телеграм-канале политический аналитик Алексей Дзермант. — Западу необходимо показательно разгромить белорусский форпост. При чем через своих агентов влияния в России они стараются продвигать идею о том, что поддержка Беларуси для России обойдется слишком дорого, она обременительна, еще больше ухудшит и без того плохие отношения России с Западом, и что проще будет им вместе договориться о смене власти в Беларуси. Задумка хитрая, но понятная — сначала разобраться с Минском, чтобы потом без препятствий заняться Москвой. Давление на нас в ближайшее время будет очень мощным. Ну а наш ответ должен состоять в укреплении военно-политического союза и в промышленной кооперации.

По мнению декана факультета философии и социальных наук БГУ Вадима Гигина, санкции против Беларуси стали мощным триггером для белорусско-российской интеграции, заставив говорить не только и не столько об экономике, но и о совместных вызовах и угрозах, проблемах безопасности, общей идеологии.

— Одна из задач внешних сил, которые были вовлечены в белорусский кризис и сейчас вводят санкции, заключалась как раз в разрушении Союзного государства. То есть мы должны понимать, что одна из главных целей внешних игроков — отрыв России от Беларуси. Причем это была многоуровневая сложная игра, она началась не 9 августа. И ослабление связей России и Беларуси, дискредитация союзного строительства — это было одной из предпосылок разрушения той политической системы, которая сложилась в Беларуси. Думаю, у серьезных экспертов не остается никаких сомнений, что в случае прихода альтернативной, назовем ее так, команды к власти в Беларуси, ни о каком союзном строительстве мы бы с вами сейчас не разговаривали. Мы бы говорили о демонтаже тех интеграционных наработок, которые были сделаны, — резюмировал эксперт.

Лицемерию в политике не место

Самое главное в санкционном противоборстве — использовать даже такие обстоятельства для собственного развития, считает Алексей Дзермант:

— Импортозамещение, поиск новых рынков и партнеров, углубление интеграции с союзниками, — таким может и должен быть наш ответ.

Среди других мер аналитик назвал сворачивание сотрудничества с ЕС в сфере безопасности, особенно с соседями в части контроля границы.

— Поток мигрантов, наркотрафик, контрабанда — все это должно больше беспокоить не Беларусь, а ЕС. Так пусть начнут беспокоиться и тратить деньги. Кроме того, надо минимизировать транзит через Прибалтику, выпиливать все западные НКО, хоть каким-то образом имеющие отношение к политике, образованию, медийной сфере, закрывать все СМИ с западным финансированием.

Многое из предложенного, кстати, уже делается. Это касается и обеспечения миграционной безопасности ЕС. Там уже привыкли, что Беларусь является для них надежным барьером от проникновения нелегалов и, видимо, полагали это само собой разумеющимся. Да нет, господа хорошие, за все в этой жизни надо платить. А душить нас санкциями и в то же время ждать с белорусской стороны какой-то защиты, обвинять нас в неисполнении неких обязательств — это мерзко и подло, что признают здравомыслящие эксперты на Западе.

По словам аналитика из Германии Патрика Поппеля, Беларусь сейчас находится в такой же ситуации, в какой несколько лет назад была Украина. Западные государства пытаются оказать влияние, чтобы перетянуть республику на свою сторону. Для этого используются всевозможные грязные стратегии.

— Как государственный деятель Лукашенко должен защищать свой народ и интересы государства от этих влияний. Даже в дебатах о передаче беженцев он действует в интересах народа. Почему он должен держать в Беларуси беженцев, которые потеряли свои дома в Афганистане, Северной Африке или на Ближнем Востоке из-за вмешательства Запада? В конце концов, не истребители из Беларуси разрушили существующие государственные системы и инфраструктуру, тем самым уничтожив средства к существованию многих людей. Все эти интервенции пришли с Запада. Лукашенко знает, что массовая миграция приносит только социальные проблемы и преступность, поэтому здесь он явно действует в интересах своего народа. Для меня Лукашенко — последний сильный государственный деятель Европы, — заявил немецкий эксперт.

Глобальный разворот на Восток

В контексте введенных санкций в Минске все чаще говорят о необходимости корректировки внешнеполитической стратегии нашей страны. Одним из элементов здесь должна стать переориентация экспортных путей. Рассуждая на эту тему в эфире «Альфа Радио» политический аналитик Александр Шпаковский высказал мнение, что в геополитическом плане Беларуси необходимо применить стратегию под условным названием «Глобальный разворот на Восток»:

— Юго-Восточная Азия — экономически самый быстрорастущий в мире регион. Если начнем там работать, через несколько лет зайдем на этот рынок и будем иметь там крепкие позиции.

Политолог подчеркнул, что изменения должны коснуться и работы дипломатов за рубежом:

— Зачем мы содержим штат дипломатов на западном направлении, если нам необходимо усиливаться на Востоке? Иметь свои дипломатические представительства в таких странах, как Бангладеш, усилить дипломатию во Вьетнаме, Сингапуре, Индонезии. Этот «Глобальный разворот на Восток» нужно осуществлять не только словом, но и делом. Нужно показать, в том числе нашим европейским соседям, что мы готовы поставить на границе железный забор. Это будет фильтр и от их псевдоценностей, от финансовых потоков, которые направляются сюда в так называемое гражданское общество, но, по сути дела, выполняют функции дестабилизации и подрыва внутренней национальной безопасности Беларуси.

Еще один белорусский эксперт, Петр Петровский указывает на большие резервы в сотрудничестве с Китаем.

— Недавно в КНР отпраздновали 100-летие КПК. На торжествах китайский лидер Си Цзиньпин впервые провозгласил проект альтернативного будущего человечества, чем принял вызов Запада. В этой ситуации официальный Минск будет стремиться выпадающие из-за санкций возможности компенсировать посредством наращивания сотрудничества с КНР.

Ответные меры приняты и в политическом плане. Ранее МИД нашей страны заявил о том, что Беларусь приостанавливает свое участие в инициативе ЕС «Восточное партнерство» и запускает процедуру приостановки действия соглашения с ЕС о реадмиссии. Кроме того, запрещен въезд в Беларусь представителям евроструктур и лицам из стран Европейского союза, которые содействовали введению ограничительных мер. Выход нашей страны из «Восточного партнерства» Алексей Дзермант назвал серьезным имиджевым ударом для ЕС:

— Во всяком случае, по тем странам, которые его активно поддерживали и видели в нем перспективу продвижения европейских интересов на Востоке. И ответственность за фактический провал этого проекта лежит на плечах тех европейских политиков, которые в силу своих амбиций и ложных представлений о реальности не смогли сделать из него реальный инструмент добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Беларусь стремилась направить свои инициативы в конструктивное, полезное русло. Вела себя уважительно и дипломатично, но в Евросоюзе этого не оценили.

Что ж, настал наш черед отвечать. И ответ этот должен быть комплексным и жестким, чтобы у наших оппонентов не возникало никаких иллюзий по поводу того, что нас можно сломать. Суверенитет и независимость — это наше право, и его надо защищать всеми возможными способами.

ДОСЛОВНО

Новые вызовы требуют масштабного реагирования


Сергей Сивец, председатель Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству Совета Республики Национального собрания Беларуси

О международном праве

— Де-факто сегодня международное право умерло. Все те практические примеры, которые показывают, что несмотря на универсальные международные правовые акты, несмотря на Устав ООН, на то, что государства взяли на себя обязательство совместно противодействовать деструктивным террористическим угрозам, ряд государств считает, что у них есть свое отношение к подобного рода вещам, и они вправе игнорировать международные правовые нормы.

О концепции безопасности

Санкции будут, и экономическое давление будет. Мы, конечно, должны этому противостоять, в том числе и с точки зрения права. Сегодня уже есть статья 361 УК — призыв к совершению действий, которое наносит ущерб национальной безопасности. Но это формальная статья. Однозначно ее надо менять Но я бы хотел обратить внимание вот на что. Экстремизм — это плохо. Терроризм — это вообще за гранью. Но того инструментария, который уже есть сегодня, нам вполне хватит, чтобы с этими явлениями справиться. И мы справимся, у нас небольшая страна, мы их уже фактически всех знаем. Но эти глобальные вызовы, угрозы, которые сегодня люди получают в Белом доме и о которых мы пока не знаем, но с которыми наверняка столкнемся, требуют более широкого и масштабного правового реагирования через новую редакцию Концепции национальной безопасности.

О заговоре

Если в августе прошлого года хотели республику взять на марше с наскока, и это не получилось, то сегодня засаленные шарповские методички, они уже уйдут в утиль. Сейчас будет совершенно другая история, будут разрабатываться другие методички в рамках продолжения этой всей кампании. И инструментами будут те лица, которые получают сегодня инструкции в Белом доме и госдепартаменте.

Кстати, в действиях Тихановской уже сейчас есть объективная сторона состава преступления — измена Родине. Она гражданка Республики Беларусь, и те действия, к которым она призывает, — это и есть измена Родине. А плюс еще заговор с целью насильственного захвата власти, что мы имели в виду, в августе, видели все. Там уже целая гроздь состава преступлений.

Источник: СТВ

В ТЕМУ

Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Китае Юрий Сенько подчеркнул, что Китай по объемам экспортных поставок из Беларуси переместился с третьего на второе место, опередив Украину (на первом месте по экспорту находится Россия): «Мы убеждены, что объемы взаимной торговли у нас возрастут, препятствий или сдерживающих факторов для этого абсолютного никаких нет».

Показатели взаимного товарооборота в этом году обнадеживают. Он возрастает даже по сравнению с допандемийным 2019 годом. «За шесть месяцев текущего года белорусский экспорт в Китай достиг 450 млн долларов, — проинформировал посол. — Даже на фоне сложного пандемийного 2020 года рост товарооборота наших стран дал плюс 9,4 %, составив в целом 777 млн долларов». 

«Китай знает Беларусь, белорусские продукты и товары. Китай с удовольствием их покупает. Иногда белорусских экспортеров смущает длинная логистика, сложность с доставкой, взаиморасчеты, — отметил Юрий Сенько. — Но те предприятия, которые выстроили отношения с китайскими партнерами, наращивают объемы. Мы это видим по статистике и оказываем всяческое содействие, чтобы они нарастали». 

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter