«Удивляют своим творчеством коллективы в агрогородках»

БОЛЕЕ ста лет назад в Беларуси началось становление национального профессионального театра. Но и любительских коллективов всегда было много. Театральное искусство в Беларуси популярно. Начиналось оно с полупрофессиональных школьных театров, где ставились драмы, написанные учителями. В интервалах между действиями разыгрывались интермедии, которые пользовались большим успехом. Всегда был популярен театр «Батлейка». Слава шла и о театрах Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, Шкловском — Зорича, Сапегов — в Зельве, Ружанах, Деречине. Да и сегодня среди любительских коллективов художественного творчества театральный жанр занимает достойное место.

В Международный день театра «БН» провела перекличку образцовых любительских трупп из провинции.

БОЛЕЕ ста лет назад в Беларуси началось становление национального профессионального театра. Но и любительских коллективов всегда было много. Театральное искусство в Беларуси популярно. Начиналось оно с полупрофессиональных школьных театров, где ставились драмы, написанные учителями. В интервалах между действиями разыгрывались интермедии, которые пользовались большим успехом. Всегда был популярен театр «Батлейка». Слава шла и о театрах Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, Шкловском — Зорича, Сапегов — в Зельве, Ружанах, Деречине. Да и сегодня среди любительских коллективов художественного творчества театральный жанр занимает достойное место.

— В стране 25 625 любительских коллективов художественного творчества, из   них   театральных — 2868.   Народных и  образцовых — 1826,   в том числе 181 театральный, — рассказал «БН» Иван ГАЛАБУРДА, главный специалист управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры Республики Беларусь. — Есть у нас театры миниатюр, драматические, музыкальные и другие. В последнее время стали появляться синтезированные коллективы: театр танца, театр песни, молодежный, художественного слова.

С 2001 года в нашей стране появилось звание «Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь». Одним из первых его  в 2004 году получил драматический театр «Відарыс» Борисовского Дворца культуры.

— Мы можем гордиться театром драмы и комедии «Славуціч» из Волковыска, Уршули Радзивилл из Несвижа, “Пилигрим” Полоцкого городского Дома культуры, “Арт” Полоцкого государственного университета. Их уровень достаточно серьезный, можно сказать, профессиональный. Эти театры участвуют в международных фестивалях-конкурсах, — продолжает Иван Галабурда. — К слову, любители работают в тесном взаимодействии с профессионалами, друг друга дополняют.  Стала развиваться связь драматургов и исполнителей. Поддерживаем и стимулируем писателей, чтобы создавали сценарии для театральных коллективов. Ставим пьесы современных авторов. Появилась в прошлом году и первая театральная премия. Между прочим, удивляют своим творчеством театральные коллективы в агрогородках. В сельской местности больше детских трупп. Школьники ходят в театральные кружки при школах, клубах.

Разворачивают творческую деятельность любительские коллективы во дворцах и домах культуры, библиотеках, музеях. Например, при библиотеках больше театров кукол, театров «батлейка» и художественного слова, при музеях — театральных студий и клубов реставрации исторических сражений. В последнее время стали активно развиваться театры моды и КВН.

— В творческой деятельности театральных коллективов сегодня ситуация стабильная. Рост количества клубных формирований предусмотрен программой «Культура Беларуси», принятой на 2011—2015 годы, где прогнозируется увеличение количества любительских коллективов, в том числе театральных, на не менее 1 процента в год. С 90-х годов, с началом развития фестивального движения, стали проводить крупные театральные форумы. С 1996-го проходит республиканский фестиваль любительских театров «Театральные перекрестки».

Сегодня в стране проводится ряд театральных фестивалей различного статуса — международные, республиканские и региональные. Это «Белая вежа» в Бресте, «Славянские театральные встречи» в Гомеле, театров кукол и «Театральный куфар» в Минске, национальной драматургии имени Дунина-Марцинкевича в Бобруйске, «М@рт-контакт» в Могилеве и другие. Региональные фестивали проводятся уже в каждой области.

Отдельно стоит сказать о театрах для людей с ограниченными возможностями. Социальная адаптация инвалидов идет именно в театральных коллективах. Они работают при объединениях глухонемых, слабовидящих, при центрах занятости, труда и социальной защиты. В регионах популярно кавээновское движение.

Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter