Удел содержанок

Пугающий литвинизм: как белорусская националистическая оппозиция мусолит историю ВКЛ, собираясь возродить все былое величие в прежнем статусе и границах

Совсем недавно Оля К., которая летом стала угрозой национальной безопасности Литвы и едва не вылетела из страны на вольный выпас, внезапно заблажила в интернете на тему литвинизма. Мол, вредная эта теория и она, Оля, не имеет к ней никакого отношения. Как и маргинальная организация, через которую дамочка еще совсем недавно барыжила в Литве тоннами европейских обносков и продуктовой просрочкой.

Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Мы бережно относимся к исторической памяти каждой эпохи, события которой формировали духовную основу нации, закаляли волю и характер белорусов… Нам важно помнить, что именно на основе белорусского этноса создалось уникальное для своего времени государственное объединение — Великое Княжество Литовское. Это было первое белорусское государство. В этом оборонительном союзе с прибалтийскими племенами славяне обучили их грамоте, познакомили с философией христианства.

На торжественном собрании по случаю Дня Независимости, 2 июля 2022 года.

Так чей же Вильно?

Причем саму Олю К. никто в литвинизме напрямую не обвинял. Хотя именно она давно претворила в жизнь основную мечту литвинизма: «Вильно наш!» — потому как уже не один год спокойно живет с семьей в том самом Вильнюсе, продолжая изображать из себя великого борца за что-нибудь в Беларуси. Но, видимо, внезапно полученное почетное звание «угрозы национальной безопасности» так напугало Олю, что она теперь готова превентивно извиняться перед Литвой за все и за всех.
Как и Сьвета из кабинета, которую литовский сейм уже вызывал на ковер по тому же вопросу. А что ж Сьвета думала? Живешь нахлебницей в чужой стране, так будь любезна — по первому свистку ползи униженно просить прощения. За все. И за литвинизм тоже.
Сьвета, конечно, рассказала сейму, что змагары, прибежавшие в Литву после 2020‑го, никакого отношения к литвинизму не имеют. Это все происки белорусской диктатуры и даже немного Путина, которые стараются порушить любовь к беглым во всех странах, куда они сумели добежать. Вот и литвинизм тоже специально подкинули.

А беглые в Литве ведь хорошие, литвинизм осуждают, и Великое Княжество Литовское их не волнует, и литовцев они жмудинами никогда не называли, и «Вильно наш!» по улицам того самого Вильно не голосили — вранье это все. И вообще, Сьвета «на 99 процентов уверена, что белорусы не слышали о литвинизме»…

Псевдотеория, которая пришлась кстати

Понятно, что Сьвета, как обычно, врет. Ситуация-то становится для наших беглых все более патовой — уже и Украину, в которой худо-бедно удавалось что-то подсасывать и белорусской оппозиции, никто в мире не жалеет. Теперь в мировой повестке Израиль и Палестина, а туда змагарам соваться не стоит. Вот и пытается Сьвета как угодно выкручиваться в сейме, или раде, или где там еще с нее спрашивают. А то ж, не ровен час, попрут отовсюду всех змагаров, а «новой Беларуси» как не было, так и не будет.
Тут уж не только от литвинизма отречешься — половую принадлежность сменишь прямо в сейме, если хозяева потребуют. Но если обратиться к истории, то Сьвета в литовском сейме наплевала на один из базовых постулатов белорусской оппозиции. Хотя где Сьвета, а где история…
А ведь даже при кабинете есть те, кто про белорусский национализм знает не понаслышке. Это я про Толика, который раньше ОГП заведовал и безбедно жил на деньги «партии», а теперь консультантом при Сьветке подвизается.

И у Франиного папы можно б было спросить. Он как раз с Толиком в одно время начинал, тоже тот еще заслуженный националист. И про литвинизм много знает, потому что сам у истоков распространения этой гадости стоял. Больше 30 лет назад обычный Валентин внезапно ощутил себя Винцуком, гордым лiцьвiнам, и начал задвигать всем, что именно белорусы создали ВКЛ, а литовцы вообще мимо проходили. Даже в школьные и вузовские учебные программы умудрились напихать этой псевдоисторической заразы.

А начиналось все с «исследований» белорусского писателя Николая Ермоловича. Никого, конечно, не смущало, что писатель полез что-то там исследовать и наисследовал такого, что ни одному историку ни до, ни после и не снилось.

Именно Ермолович в конце 1980‑х пытался опубликовать свои теории, согласно которым ВКЛ — это древнебелорусское государство, а летописная Литва располагалась где-то в районе Слоним-Полочаны и не имела ничего общего с территорией современной Литвы. Естественно, в псевдонаучные «работы» Ермоловича не могли не вцепиться белорусские националисты.
Им в тот период для обоснования собственных националистических теорий была очень нужна многовековая история и героические предки. Вот и стали Вильнюс и ВКЛ нашими, белорусские националисты — литвинами, а литовцы — жмудинами-летувисами, которых настоящие литвины пустили пожить на своих территориях из милости…
Вся эта псевдоисторическая чушь националистами трепетно культивировалась и внедрялась в неокрепшие головы подрастающих поколений. А со временем змагарье настолько уверовало в свою «историческую правду», что перестало стесняться и начало продвигать ее даже в самой Литве.

Несмотря на обещания

Они и сейчас не стесняются. Хотя, массово перебравшись после 2020‑го за границу, могли бы уже и подумать о том, что можно ляпать публично и в интернете, а что — нет. Даже исходя из утилитарных соображений — ведь попрут же из страны, кто ж такое терпеть будет у себя под боком. Особенно в Литве, которая немалые деньги тратит на угнездившуюся там самопровозглашенную Сьветку с компанией.

А тут еще и алкоголик-театрал из Польши никак не уймется — периодически вещает, нервируя Литву, что после «спасения Беларуси» змагары собираются приступить к восстановлению Беларуси в исторических границах, непрозрачно намекая на границы ВКЛ.

С алко-Павликом в унисон дудят и нацики из «полка Калиновского». Эти тоже планируют «поход на Вильно ради возвращения исконно белорусских земель». Как тут Литве не напрячься и не задуматься, для чего ей этот геморрой с белорусской оппозицией, если выхлопа с него никакого, одни расходы и угрозы.
Литовцы же рассчитывали, что все окупится через год-другой Гродненской областью, которую Сьветка им уже давно пообещала за приют. Но пошел четвертый год, а Беларусь как жила, так и живет, еще и развивается. Особенно это заметно литовцам, которые по безвизу ездят в белорусские магазины закупаться подешевле и качественным. А потом дома задают вполне резонные вопросы на тему санкций против Беларуси и все глубже нищающей Европы.
Как не спросить в такой ситуации со Сьветки за все. Вот в литовском сейме ее с удовольствием носом и тыкали в высказывания алко-Павлика с нациками-калиновцами, несмотря на то что политическая аферистка клялась: литвинизма вообще не существует в природе.

Нет, Литва была бы совсем не против, чтобы в Беларуси победили змагары и в состав «новой Беларуси» вошли части Смоленской и Брянской областей РФ. И притязания белорусских нациков на районы Киевской, Черниговской, Ровенской и Волынской областей Украины сильно Литву бы не волновали. Да и на польские Сувалки, Августов, Белосток до линии Ломжа — Брест литовцам откровенно наплевать.
Категорически не нравится Литве то, что и ей, оказывается, придется возвращать Вильнюс и Виленский край, Друскининкай, Свентяны и территорию вдоль железной дороги Варшава — Санкт-Петербург (Дукшты, Висагинас, Турмонты). Как так-то? Сьвета ведь обещала…

Окончательно обнаглевшие

Не в восторге в Литве и от внешнего вида «паспорта новой Беларуси», с которым сейчас носится кабинет микашевичской «президентки». На обложку «документа» змагары догадались налепить изображение белого конного витязя на фоне красного щита. Абсолютно идентичное изображению на литовском гербе. (Литвинизм? Нет, конечно!) И это не может не «радовать» литовцев, ведь змагары, несмотря на все заверения, откровенно пытаются украсть у них историю и даже ее символы.
На фоне всего происходящего отношение к белорусам в Литве становится с каждым днем все хуже. В конце октября литовская телерадиокомпания LRT обнародовала данные опроса: 61 процент опрошенных литовцев выступает за ужесточение правил въезда в страну для граждан Беларуси, 26 — против и 14 — затруднились с ответом.
Местные СМИ такой негатив по отношению к белорусам объясняют стандартными страшилками: поддержкой СВО, дружбой с Россией и диктатурой, истязающей политических оппонентов. Но какое дело среднестатистическому литовцу до каких-то там политзэков в Беларуси или до нашей дружбы с Россией, если это никак не отражается на Литве? А мигранты очень даже отражаются, и на среднестатистическом литовце в первую очередь.

При этом у литовца перед глазами надутые «тысячи миллионов», как утверждает их пропаганда, белорусских змагаров. Которые в основной своей массе ассимилироваться в стране не собираются, только требуют больше денег и вообще ничего не дают взамен. Еще и на историю покушаются, и литовские территории отобрать собираются…

Также теперь недружелюбен к змагарам и литовский сейм. Поэтому Сьвета сильно поторопилась, когда ляпнула, что она все порешала и срок действия вида на жительство для белорусов в Литве будет продлен до трех лет.

И Науседа вроде был не против законопроекта, но в сейме загвоздка: чтобы вынести законопроект на голосование, он должен быть согласован в профильных комитетах. А комитет по национальной безопасности уперся. Главная причина — тот самый литвинизм, которого, как утверждает Сьвета, нет у беглых.
Странные вообще люди эти литовцы. Теории литвинизма больше 30 лет, все это время белорусская националистическая оппозиция мусолит историю ВКЛ, собираясь возродить все былое величие в прежнем статусе и границах. Причем задолго до 2020‑го такие разговоры наши оппы перенесли и в саму Литву, и литовцев это страшно раздражало.
В Беларуси же на эти бредни всегда смотрели снисходительно — пусть помечтают болезные. Тем более что эта псевдоисторическая зараза поражает исключительно мозги змагаров. Но в 2020‑м Литва радушно приглашает к себе «пострадавшую» белорусскую оппозицию. Неужели надеялись, что эта братия сильно изменится на территории другой страны?

Наивные.
Змагары явились к ним со всеми своими привычками, амбициями и, конечно же, литвинизмом. А от хорошего к себе отношения белорусская оппозиция способна только еще больше обнаглеть. Что змагарье и демонстрирует сейчас, не стесняясь рассуждать о второсортности самих литовцев, сидя у них же на шее.
Гоните вы их, ребята, из Литвы, пока не поздно. Ведь в «свой Вильно» могут и белорусские нацики, которые сейчас воюют в Украине, подтянуться. Потому что в Беларусь им дорога давно заказана, и они это прекрасно знают, хотя все еще тявкают о своем возвращении. А у вас в Литве уже выстроились «шэрагi калёнаў» змагаров-националистов. Представляете, что могут натворить эти нацики в стране с населением 2,8 млн человек? Представили? Вот и гоните их как можно скорее. И не говорите потом, что мы вас не предупреждали.

Рисунки Олега КАРПОВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter