Волонтерство становится трендом. Легко ли помогать, не требуя ничего взамен

Удел добрых дел

Волонтерство становится трендом. Некоторые высокотехнологичные компании специально предлагают своим сотрудникам проводить досуг, помогая другим или трудясь на общее благо, — это превращается в элемент корпоративной культуры. Всем ли такое подходит? И что дает безвозмездная помощь?

В зоне доступа

На поиски работы для волонтеров отправляюсь в интернет. Лето для таких дел — время благодатное: много мероприятий, где требуются добровольцы. Кроме того, это неплохая возможность попутешествовать: фестивали и форумы проходят в разных уголках страны. Есть еще зарубежные программы: в Германии, Польше, Венгрии. Но это труд не одного дня, совмещать его с основной работой не получится. Так что такие варианты отметаю сразу.

Отправляюсь по другому пути. Нахожу информацию о поиске волонтеров на сайте Белорусского Общества Красного Креста. Чтобы подать заявку, нужно заполнить достаточно объемную анкету. Это, к слову, привычная практика для тех, кто хочет побыть добровольцем. Решаю поступить по-другому — звоню в организацию. Как выяснилось, здесь предлагают с десяток волонтерских направлений. Среди них — участие в отрядах быстрого реагирования, когда добровольцы помогают МЧС и МВД. Работа в Центре помощи людям с психическими заболеваниями, который помогает в социализации тем, кто столкнулся с подобными недугами. Здесь трудятся психологи-волонтеры, есть арт-терапевт. Добровольцев ищут для помощи председателям районных организаций, например в проведении приемных дней. В поддержку сестрам милосердия, ухаживающим за одинокими пожилыми и тяжелобольными людьми, не помешают те, кто готов прибраться у стариков, купить им продукты, пообщаться с ними. Крепких парней ищут для помощи людям с инвалидностью, которым трудно самостоятельно передвигаться: может понадобиться помощь, чтобы отвести человека на прогулку или сопроводить в больницу. Также волонтеры требуются на сортировку поношенной одежды и участие в акциях. 

Решаю, что мне ближе всего помощь пожилым людям и сортировка одежды. Но не все так просто. Наталья Гантиевская, PR-специалист Белорусского Общества Красного Креста, объясняет:

— Мы всегда сначала приглашаем желающих на встречу, пройти вводный курс волонтера. На нем рассказываем об организации, ее целях, направлениях работы, проектах и прочих моментах, которые важны в практике волонтеров, а также еще раз беседуем с людьми. И встречу, и последующие обучение и подготовку проводят наши специалисты. 

Боюсь, я рискую не оправдать надежд, ведь это мой первый опыт. Продолжаю поиски. На этот раз отправляю запросы не в Google, а по соцсетям. Останавливаюсь на группе «Дом собачьей надежды». Волонтеры ездят в приют каждый день. В будни выезд обычно в 18–19 часов, в выходные — днем. Связываюсь с координатором Анастасией, договариваемся, что я поеду во вторник. 

— Сбор в 18.00 на парковке у торгового центра. Не забудьте взять с собой сменную одежду.

Труд для подзарядки

В назначенное время приезжаю на точку сбора. Здесь мы встречаемся с Дарьей и Катей. Дарья в нашей смене самый опытный волонтер — она ездит в приют уже три года, иногда вместе с ней приезжает и мама:

— О приюте узнала случайно: увидела рекламу в соцсетях. Мы с мамой очень любим животных, вот и решили съездить. Потом втянулись. 

Приют находится в 40 километрах от Минска, без машины туда не добраться. Волонтеров-водителей остро не хватает. В этот раз выручила Катя — коллега Даши. Она, как и я, сюда едет впервые. Вскоре к нам присоединяются еще две девушки — еще одна Даша и Кристина. Мы садимся в машину и отправляемся в путь.

Дарья лечит нос Полкану: пес легко дается в руки волонтеру, они знакомы уже давно. За мужество подопечный получит печенье, а вскоре отправится спать в чисто вымытый вольер. Выгул, уборка, кормление, лечение — все эти работы в приюте каждый день выполняют добровольцы.

Подъезжаем к приюту — большая территория, огороженная высоким забором. О том, что мы приехали по адресу, извещает заливистый лай. Собаки живут в просторных вольерах. Мы с девочками переодеваемся и сразу принимаемся за работу. Сначала выгул. 

Для первой прогулки мне доверяют Аркадия: этот огромный пес — местный интеллигент, исключительный добряк. Со мной на выгул отправляется Даша — она берет столь же огромного и жизнерадостного Лероя. Спутница помогает мне советами: через некоторое время скорее Аркаша выгуливал меня, чем я его. В следующий заход мне достается собачка поменьше — Шерри. Носясь с ней вдоль поля, в какой-то момент удивленно ловлю себя на мысли: будний день, вечер, я за городом гуляю с собакой, не чувствуя ни капли усталости. Говорю об этом Даше. Она соглашается:

— Здорово, что за городом. Жаль только, что поздно возвращаться. 
Волонтерство — это не только физический труд. Зачастую некоммерческие организации ищут добровольцев среди маркетологов, специалистов по продвижению в социальных сетях. В почете фотографы и дизайнеры. А еще очень часто требуется помощь в перевозке: для этого достаточно иметь права и машину
Следующее задание — уборка в вольерах.

За несколько часов работы в приюте корреспондент «НГ» получила отличный опыт и знания по уходу за собаками: такое волонтерство — замечательный способ подготовиться к тому, чтобы завести собственного питомца.
Потом Даша предлагает мне передохнуть и передает в руки Кристины: мы присматриваем за подопечными на общем выгуле: собакам дают побегать без поводка на огороженной территории приюта. Пока я только привыкаю к незнакомым постояльцам, Кристина общается с ними как со старыми приятелями. Девушка работает инженером-технологом:   

— Я езжу два раза в неделю, в будни. Мне это в радость — на следующий день всегда хорошее настроение, общение с животными, забота о них очень заряжают. 

Каждую собаку после прогулки нужно второй раз покормить, кого-то — подлечить. В здании повсюду можно встретить распечатки с полезными напоминаниями, правилами, советами и рекомендациями. На кухне их особенно много: для каждой собаки определен вид корма, размер порции. К примеру, у красавца Полкана только три лапы — ему дают специальный корм, чтобы пес не толстел. Этот подопечный попал и в список тех, кому нужно пройти лечение: у него ранен нос, необходимо обработать мазью и проследить, чтобы она не была слизана.

Когда основные работы близятся к концу, большая часть нашей смены собирается на кухне: осталось «докормить» и помыть миски. Обход вольеров с обеих сторон, и можно переодеваться — мы справились. На часах — 22.50.

Домой добираюсь ближе к полуночи. Чувствую себя на удивление бодро и думаю, не сделать ли поездки регулярными? Тем более мне очень приглянулся один из питомцев. В то же время понимаю: одно дело — единичный душевный порыв, другое — постоянная ответственность и труд. Но, возможно, как раз это и есть самое приятное: то, чему вряд ли определяется цена. В конце концов, способность объединяться и трудиться во имя общего блага заложена в нас где-то очень глубоко. Если раньше она была критически важна для выживания, то сейчас перед нами полная свобода выбора — кому помогать, как, сколько на это тратить времени и средств. Хотя бы попробовать стоит каждому.

НУЖНО ЛИ ПЛАТИТЬ ЗА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО?

Александр Кравченко, кандидат экономических наук, руководитель центра популяризации экономической науки и поведенческих исследований МеMicroMacro:

— Казалось бы, экономисты, как никто другой, должны ответить на этот вопрос «Да, конечно!» Но все не так просто. Есть идея, что, если мы вводим внешнее поощрение, это губит внутреннюю мотивацию: ввели оплату за уборку комнаты, готовьтесь к тому, что ребенок вряд ли захочет что-то убирать в дальнейшем бесплатно. Этим вопросом долгое время занимались психологи, но недавно к ним подтянулись и экономисты. В итоге было проведено множество экспериментов, я расскажу только о двух из них.

Студентов Колумбийского университета, Беркли и Массачусетского университета просили помочь загрузить диван в фургон. В первом случае предлагали это сделать без всякой оплаты. Во втором — давали немного конфет в знак благодарности (стоимостью менее доллара), в третьем варианте — тоже конфеты, но с ценником. В четвертом — сразу предлагали маленькую сумму денег. Выяснилось: если людям вообще ничего не давать, то они с большей готовностью соглашались помочь, чем если им предложить конфеты взамен (правда, тут разница была небольшой), а особенно если им предложить конфеты, на которых стоит ценник, или сразу деньги (причем деньги воспринимались хуже, а желание помочь сокращалось существенно). Иными словами, как только мы вводим вознаграждение, люди начинают относиться к этой деятельности по-другому, нежели если бы этого вознаграждения не было. 

Второй эксперимент. На сей раз с учащимися старших классов в Израиле, где существует традиция, согласно которой раз в год ученики ходят по домам и квартирам и собирают пожертвования для благотворительных организаций. 180 школьников разделили на 3 группы. Первым просто прочитали мотивирующую лекцию, вторым сказали, что заплатят 1% от суммы, которую они соберут (подчеркнув, что деньги будут брать не из пожертвований), и третьим предложили 10% от собранной суммы. Меньше всего собрали дети, которым предложили 1% (причем разница в среднем с первым местом была в 1,5 раза), на втором месте были те, кому предложили 10%, а лидерами оказались девушки и парни, которым вообще ничего не предлагали. Название статьи о результатах эксперимента чудесное: «Или платите достаточно, или вообще не платите».

Почему так? Американский экономист Сэмюель Боулз выделил несколько причин, почему вознаграждение иногда может ухудшать ситуацию. Причина первая — «чрезмерное обоснование». Человек более склонен приписывать природу своих действий внешним факторам, то есть если можно объяснить свое поведение, сославшись на что-то со стороны (например, денежное вознаграждение), то человек считает, что именно это заставило его действовать. Если же таких факторов нет или они не столь очевидны, то свое поведение мы объясняем склонностями, интересами и желаниями. Получается, студент безвозмездно решил помочь с диваном, повысив тем самым собственную самооценку, а ему предлагают оплату. И он уже думает, что соглашается не потому, что такой хороший, а из-за денег. Не правда ли, ощущать себя хорошим стоит дороже одного доллара. 

Причина номер два — стимул дает дополнительную информацию о том, что тот, кто этот стимул задает, думает обо всей данной ситуации. То есть предлагаете оплату — изначально предполагаете, что человек без внешнего стимулирования не будет это делать. Как может это прочитать тот, кому вы предлагаете деньги? Меня считают недостаточно хорошим, что меня надо стимулировать? Думают, что я ленивый? 

Причина третья — возникновение эффекта «морального отчуждения». Все тот же пример с диваном. Когда вы просите помочь, включаются различные социальные механизмы солидарности и отказать становится сложнее. Но стоит предложить оплату, и вы становитесь уже нанимателем, а весь разговор — «сделка», отказаться от заключения которой гораздо проще. Есть ряд экспериментов, показывающих, что люди действительно ситуативно могут «включать и выключать» мораль. 

gavrusheva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter