Удар трубой

То, что некоторые аналитики успели окрестить газовой блокадой, продлилось лишь несколько часов.
То, что некоторые аналитики успели окрестить газовой блокадой, продлилось лишь несколько часов. К середине вчерашнего дня поставки газа в Беларусь возобновились. Соответствующий контракт заключен с ЗАО "Транс-Нафта". Ни на работе промышленности, ни на людях "блокада" никак не отразилась. Но сам факт "закрытия вентиля" беспрецедентен и нуждается в детальном осмыслении. Ведь ничего подобного, как подчеркивал вчера Александр Лукашенко, не происходило со времен войны.

Когда-то Александр Лукашенко сравнил газ с ядерным оружием. В том смысле, что темы его поставок, транзита, цены и прочее, несомненно, могут являться инструментами политического диалога. Но жесткие решения здесь неприемлемы, поскольку ведут к непредсказуемым последствиям не только для дискутирующих сторон.

Россия этим пренебрегла. Ссылки на независимость хозяйствующего субъекта в принятии решений, когда речь идет о межгосударственных отношениях, выглядят очень натянутыми. Какой бы ни была мощь "Газпрома", невозможно представить, чтобы он манипулировал задвижкой без оглядки на Кремль. В противном случае возникает подозрение, что тамошняя власть лишь создает видимость, что таковой является. В самом деле, летом Владимир Путин публично заявляет о том, что условия поставок "голубого топлива" в Беларусь будут не хуже, чем в Украину. Но тональность последовавших после этого переговоров с "Газпромом" со всей очевидностью свидетельствует, что газовый монополист... чхать хотел на эти заверения. А Президент страны при этом заявляет, что не вправе вмешиваться в дела субъекта хозяйствования. Бред какой-то...

Украина платит за газ по 50 долларов за тысячу "кубов". За транзит получает 1,09 доллара на прокачке тысячи кубометров на 100 километров. Плюс к этому получает 6 млрд. "кубов" реэкспортного ресурса для перепродажи в Европу по цене вдвое выше той, за которую газ приобретает. Мы реэкспортного газа не получаем вообще, качаем топливо через свою территорию по 0,73 доллара, а цену для внутреннего потребления Россия навязывает те же 50 долларов. При этом в Москве блокируют все инициативы белорусской стороны искать взаимовыгодный компромисс. А в конечном итоге и вовсе перекрыли вентиль.

Не будем строить иллюзий. Все время, находясь у кормила власти, Владимир Путин выстраивал жесткую "вертикаль" (кстати, не без использования белорусского опыта), а потому заподозрить его в зависимости от кого-либо невозможно. А значит, "Газпром" предпринял свой демарш не без благословения Владимира Владимировича. Ну не стала бы столь денежная компания "жаться" на дополнительных 36 центах за транзит через Беларусь так, как будто они приведут к ее полному краху. Но что для "Газпрома" копейки, то для нашей страны, не качающей деньги из земли, сумма значительная. И газовые "стратеги" здесь рассчитали точно: за каждый цент белорусская сторона будет бороться в стремлении к рачительному использованию ресурсов. А потому и заняли "дубовую" позицию: сказал - и точка!

Посмотрев вокруг, несложно заметить, для чего затеян столь жесткий прессинг. В соседней Литве, к примеру, в последнее время очень горячо обсуждается тема экспансии российского капитала в стратегические отрасли. На нефтепереработке и экспорте нефтепродуктов там прочно обосновался "Юкос". "ЛУКойл" контролирует оптовые и розничные продажи топлива на внутреннем рынке. РАО "ЕЭС" фактически монополизировало экспорт литовской электроэнергии и присматривается к приобретению ряда электростанций, правительство дало "добро" на приобретение "Газпромом" солидного пакета акций компании "Литовский газ" ("Lietuvos dujоs"). В соседней Украине присутствие российского сырьевого капитала также ощутимо. Та же тамошняя компания "Транс-Нафта", поставлявшая нам газ в январе - феврале, не что иное, как "газпромовская дочка". Обилие в стране автозаправочных станций с эмблемами крупных российских компаний - также красноречивый факт. А после грядущего создания газового консорциума состоится полное закрепление позиций в стране все того же "Газпрома". Экскурс по близлежащим государствам можно продолжить, и это лишь подтвердит, что на таком фоне только Беларусь, осторожничающая в приватизации своих стратегических отраслей, остается особым местом на политической карте бывшего СССР.

Замечу, именно на политической карте. Поскольку контроль жизненно важных отраслей в той или иной стране - это не что иное, как инструмент политического влияния на нее. А одобрение Кремлем экспансии в них российского капитала начинает напоминать попытку чуть ли не реставрации Советского Союза, но уже на несоизмеримо более жестких принципах. Там, по крайней мере, у представителей каждой республики было формальное право участвовать в управлении единой страной. А нынче правило одно: у кого сырье и деньги, тот и главный. Исповедуй Россия более мягкий принцип - эволюционного экономического и политического сближения, она бы не блокировала инициативы белорусской стороны о создании единого экономического пространства, по принятию Конституционного акта Союзного государства и так далее. Зачем? Если завладев каналами ресурсо- и энергообеспечения, можно и без надлежащего правового оформления добиваться достижения любой своей цели.

И вот здесь имеет смысл еще раз задуматься над мотивами осторожного характера приватизации в Беларуси. Готовы ли мы, продав тот же "Белтрансгаз", пусть и задорого, "Газпрому", ожидать его игр с задвижкой по любому мало-мальски значимому поводу. Пока и транзит, и распределение газа под нашим контролем. Перекрыть его подачу можно лишь ценой прекращения поставок в Германию, Польшу, Литву и Калининградскую область. Что, собственно, и произошло, несмотря на то что Беларусь не только дисциплинированно исполняет все свои обязательства, но и прокачивала топливо через свою территорию без соответствующего контракта. Реакция потребителей на пустую трубу долго ждать себя не заставила. "Эта ситуация ставит под вопрос надежность российских поставщиков газа, причем не только в Польшу, но и во всю Западную Европу", - сказал премьер-министр Польши Лешек Миллер. А его заместитель по экономике Яцек Пиехота напомнил российским поставщикам об их "финансовой ответственности" и о праве Варшавы "потребовать возмещения убытков", вызванных прерыванием поставок газа.

Так что часто и подолгу связанный контрактами с европейскими потребителями "Газпром" такое проделывать не сможет. А купив "Белтрансгаз" и сидя на нашей трубе - запросто, поскольку, не прекращая транзита появится возможность "отрезать" внутренних потребителей. И где гарантия того, что рано или поздно не возникнет, например, такая идея: "А давайте-ка, белорусы, шестью губерниями в состав Российской Федерации. А иначе..." И - руку на задвижку.

Осознавая всю глобальность прагматичных политических мотивов произошедшего, все же трудно уйти и от эмоциональной оценки. "Газпром" показал, что готов пойти на многомиллионные потери от срыва своих обязательств перед Западом. Его дело. Но люди-то в чем виноваты? Грозить холодом в домах простых граждан в мороз - цинично и безнравственно. Может, газпромовские менеджеры, многие из которых начинали трудовой путь, долбя недра на Ямале, забыли, что такое мерзнуть? Хотя мы уже говорили, что дело не только и даже не столько в "Газпроме". Тогда другой вопрос: неужели ставки столь высоки, что принимающие решения высокопоставленные кремлевские мужи готовы жертвовать даже интересами своих людей? Ведь через Беларусь газ идет и в Калининградскую область, а перекрыв его, Россия оставила без топлива свой родной анклав. "Чудный" подарок тамошнему электорату перед президентскими выборами. Более яркую демонстрацию безразличия к своим людям и представить трудно. А Европа? Не случайно, наверное, вчера представитель Еврокомиссии Жиль Гантеле сообщил, что Польша имеет запасы газа только на 30 дней, а заодно и обратился к России с письменной просьбой предоставить разъяснения по поводу газового конфликта с Беларусью.

За последние годы мы хорошо усвоили, как называются попытки достижения политических целей силовым путем. Поэтому и Александр Лукашенко вчера в оценках был жестким. "Сейчас весь мир борется против терроризма, - сказал он. - Скажите, а это что? Я считаю, что это акт терроризма на самом высоком уровне, когда в 20-градусный мороз страну - не чужой народ, население, у половины которого течет русская кровь, - лишают природного газа". А вообще, горько, что диалог с братской Россией перешел на такую тональность. "Белорусско-российские отношения, видимо, надолго будут отравлены этим газом", - с сожалением отметил Президент. Но видит Бог, не по вине белорусов. Да и раздувать конфликт - не в характере нашей нации. Отсюда и решение: хотят больше денег - пусть берут. "Надо заключить договор на условиях Путина. Хочет он, чтобы мы платили эти деньги, давайте будем собирать: от лекарств, от чернобыльцев, от тех, кто в окопах гнил, они, видите ли, у нас богатые. Неужели мы не соберем эти 200 млн. долларов? Соберем! И я думаю, что мы снимем эту проблему. Нами просто перестанут манипулировать, и нас просто перестанут шантажировать. Но при этом я попрошу проинвентаризировать все договоры с Российской Федерацией", - такое поручение Александр Лукашенко дал Премьер-министру Сергею Сидорскому и главе Администрации Президента Уралу Латыпову.

После нарушения российской стороной межгосударственных договоренностей Беларусь объективно оставляет за собой право пересмотреть и ряд своих обязательств. Коль пошел такой разговор, почему бы не предъявить счет за услуги по организации противовоздушной обороны, размещению подразделений ВВС, охране границы, таможенному контролю и многое другое. Впрочем, придется ли это делать, зависит теперь только от Москвы, чьи последние действия вызывают, мягко говоря, недоумение не только в нашей стране.

Дмитрий КРЯТ, "СБ".



А о том, как отреагировало на беспрецедентное событие общественное мнение, можно судить из сообщений, отправленных разными людьми на президентский Интернет-сайт.

"Нам фактически предъявлен ультиматум: отдать, причем за бесценок, существенную часть народного достояния в обмен на бесперебойное снабжение газом по доступной и взаимовыгодной цене, - говорится в совместном послании Республиканского совета ДСПС, Белорусской патриотической партии и Белорусского союза офицеров. - В данных условиях мы заявляем о решительной поддержке достойной и благородной позиции Президента и выражаем уверенность, что народ Беларуси, как и прежде, проявит выдержку и мужество и похоронит очередные антибелорусские планы его недругов".

Некоторые же высказывания, поступившие на Интернет-сайт Президента, наиболее четко отражающие общий характер развернувшейся дискуссии, мы приводим дословно.

Лукашевич Сергей (студент БГЭУ)

: "Тошно смотреть российские ТВ-каналы, которые в один голос дудят одну и ту же песню! Вырезают из сегодняшнего выступления Президента лишь "удобные" слова, не показывая телезрителям аргументированные доводы нашего Президента по "газовой блокаде" Беларуси. Налицо - политический шантаж..."

Ленчицкая Ольга Николаевна

: "Уважаемый Александр Григорьевич!

Этим письмом хочу известить Вас, что очень многие люди в России (и лично я) с большим уважением и братской любовью относятся к белорусскому народу и поддерживают Вашу социально направленную политику. Мне не однажды приходилось бывать в вашей (тогда еще нашей) стране, о чем у меня остались самые лучшие впечатления.

Считаю просто возмутительным "газовый шантаж" Белоруссии со стороны "Газпрома" России.

Буду надеяться на благополучное разрешение конфликта и, в дальнейшем, объединение нашего народа.

Помоги Вам Бог!"

Максiм

: "Наконт падзеяу вакол "Газавай вайны": Малайдзец, Спадар Прэзiдэнт!

Зараз мы можам Вамi ганарыцца: кiраунiк дзяржавы пазнаецца у цяжкi момант. Ня змерзне Беларусь!

З Павагай. Максiм".

Андрей Овсейчик, менеджер

: "Уважаемый Александр Григорьевич! НЕ СДАВАЙТЕ "БЕЛТРАНСГАЗ" НИ ЗА КАКИЕ ДЕНЬГИ "ГАЗПРОМУ"!!!

Я, как гражданин, против того, чтобы НАШЕ национальное богатство, т.е. и мое тоже, было продано ОДНОМУ покупателю. За бесценок или нет. Все равно. Против!

Иначе это будет весомый козырь в рукаве России во всех вопросах взаимоотношений не только с самой РФ, но и с ЕС. Любой вопрос не останется без "визы" российской власти. Мы потеряем значительную часть суверенитета.

Я в начале не зря упомянул "Газпром". Приватизировать "Белтрансгаз" можно, но не такой долей иностранных участников в 50%, на которую претендует российский монополист. Эти 50% должны быть разбиты на несколько долей, чтобы акции смогли купить не только Россия, но и любые другие страны. А 50% белорусской стороны должны остаться у резидентов, но не целым куском, а также поделенным на части. Причем обязательно хотя бы 2 - 3% акций должны быть реализованы населению. А то чеки "Имущество" просто запылились на полках граждан.

Все это необходимо для того, чтобы никто не смог диктовать условия в сфере энергетики. Тогда здравый прагматизм, рассудительность и благоразумие всех заинтересованных лиц (как акционеров, так и нет) смогут доминировать над политикой. Т.е. в этом случае газ перестанет быть вопросом политическим и все получат экономическую выгоду. Ведь давно известно, что государство не умеет извлекать выгоду из предприятий в условиях рыночной экономики. Этот постулат современной экономической теории сказан не в упрек нашему Правительству. Но для рационального использования возможностей транзита и потребления газа, а также формирования цены необходимо абстрагироваться от политического влияния на "Белтрансгаз". Тогда ни один россиянин не сможет упрекнуть Беларусь в том, что ее Президент упрямый, и юморист Задорнов не будет называть белорусский народ "большим партизанским отрядом, засевшим в центре Европы и ни пяди не сдающим"..."

Сергей, студент, Канада

: "Уважаемый Президент!

На фоне всеобщей критики Вашей деятельности как иностранцами, так и белорусами хотелось бы поддержать Ваши начинания на пути развития Беларуси как независимого государства, не нуждающегося в иностранных советчиках, которые не заинтересованы ни в чем, кроме извлечения собственной выгоды.

Что касается темы объединения с Россией, то все возможные вопросы Вам в этой связи уже заданы и ответы также получены. Уверен, что Вы намереваетесь продолжать следовать принципам национальных интересов Беларуси. Вопрос о сотрудничестве с ЕС. Действительно, Беларусь по многим экономическим параметрам отвечает требованиям ЕС, а некоторых стран - перспективных членов с 2007 года - и превосходит. Однако считаете ли Вы, что в случае инициативы Брюсселя о начале процесса переговоров о вступлении в Евросоюз стоит немедленно начинать процесс интеграции с Западом? Или практически абсолютная зависимость от Запада (экономическая, политическая, военная), которая неминуемо будет сопровождать членство в ЕС, все-таки не будет соответствовать интересам народа республики? На мой взгляд, современные евроструктуры разработали гибкую систему членства для восточноевропейских стран, позволяющую им, под уже привычной нам западной вывеской равноправия и т.п. лозунгов, использовать эти страны в виде сырьевых придатков и рынков сбыта, устранив их от реального участия в процессах принятия решений (в том же Европарламенте). То есть Беларусь ждет в этом случае та же участь, что и, скажем, Румынию. Действительно, это еще не перспектива ближайших двух-трех лет, но в будущем этот вопрос, уверен, возникнет, и Ваше мнение по этому вопросу представляет огромный интерес.

Также прилагаю перепечатанную из издающейся в Торонто газеты "Russian Canadian INFO" статью, поразительно отличающуюся от тех редких, но сплошь критических материалов о Беларуси, которые порой появляются в местной как русской, так и англоязычной прессе.

С уважением и пожеланием всего наилучшего".

* * *

"В печати появились сообщения о том, что в результате жесткой политики в российской компании "Газпром" поставки в Белоруссию газа вскоре будут прекращены. Комментаторы объясняют это не просто желанием "Газпрома" получать за газ больше денег (все расчеты ведутся в долларах), а давлением на Белоруссию с целью установить контроль над ее энергетической системой. Если это так, то время для шантажа выбрано чрезвычайно удачно и угроза энергетического кризиса в зимние месяцы, по идее архитекторов этого плана, должна поставить "партнеров" на колени.

Нас тревожит, что энергетический кризис в Белоруссии "приурочен" к одному из самых холодных зимних месяцев. Сделано это, очевидно, не без умысла - таким образом стратеги известной корпорации хотят заставить белорусов быть сговорчивей. О том, какие последствия могут иметь для населения перебои с поставкой энергии, известно на примере многих российских городов, где население зимой замерзает в своих квартирах.

Много лет Белоруссия находится в условиях информационной блокады. Средства массовой информации многих стран, в том числе и России, упорно игнорируют тот факт, что путь экономического развития, который выбрала для себя эта страна, избавил ее от хищнического разграбления кучкой олигархов, связанных "деловыми интересами" с коррумпированными чиновниками.

На этом пути гораздо меньше роскошных автомобилей и бутиков, но нет массовой детской беспризорности, бездомности, безработицы и той страшной нищеты, которая поразила подавляющее большинство населения государств бывшего СССР, выбравших для экономической политики идею "большого скачка".

Теперь к информационной блокаде намереваются присоединить и экономическую. Не секрет, что энергетика - основа любой экономики. Возможно, делается это в надежде на то, что таким способом удастся присоединить Белоруссию к странам "третьего мира", куда попали многие государства бывшего Союза, обеспечивавшего себя не только самой дешевой в мире энергией, но и дававшего своим гражданам работу, жилье, пенсии, отпуска, бесплатное образование и бесплатную медицину.

Бизнес неотделим от политики, но принципы, которыми руководствуются деловые люди, всегда должны учитывать интересы граждан. Бизнес без этики - разбой. Деловое партнерство государств с выкручиванием рук - это не бизнес, а продолжение политики иными средствами. И если целью этой политики становится экономическая блокада соседней страны, то такие действия государственной корпорации иначе, чем агрессией, назвать трудно.

В Великую Отечественную войну Белоруссия потеряла 4,5 миллиона своих граждан. Память эта свята. В Белоруссии нет не только олигархов и нищих - нет фашистских партий, нацистских изданий, расистских групп, "скинхедов" и серьезных проблем с преступностью и наркомафией. Отказавшись от блестящего фасада поспешных социальных экспериментов, белорусы отказались и от негативных последствий всего, что связано с разворовыванием общественного достояния. Белорусы предпочли национальное достоинство и скромный достаток для всех резким социальным контрастам и гуманитарным трагедиям, сделав свой выбор, когда избирали национальных лидеров.

Мы уверены, что все попытки заставить Белоруссию свернуть с этого пути будут безрезультатны. Но особенно горько, что предпринимают их те, кто на словах хочет союза с Белоруссией. Дружба и экспансия имеют разный смысл и разные цели. Дружба строится на доверии и ничего общего с желанием получить от отношений барыши не имеет.

Steve Savide, President Canadian Business Club, Toronto."
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter