Удар по“Центру”

Двадцать одна тысяча погибших и шестьдесят шесть тысяч раненых — такова цена освобождения Гомеля

Двадцать одна тысяча погибших и шестьдесят шесть тысяч раненых — такова цена освобождения Гомеля

Ноябрь 1943 года выдался напряженным для Константина Рокоссовского. Войска Белорусского фронта под его командованием освобождали Гомель, первый областной центр БССР. Это была уникальная военная операция.

“Перед нашим Белорусским фронтом действовали немецкие войска группы армий “Центр” (4, 9 и 2-я армии), выполнявшие задачу гитлеровского командования — не допустить прорыва Восточного вала. Мы уже убедились в прочности этого рубежа. В лоб его взять было трудно” — писал маршал.

Корреспондент “Народной газеты” вместе с Николем Шевченко, помощником руководителя Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, и Владимиром Гладышевым, кандидатом исторических наук, доцентом Гомельского филиала Международного университета “МИТСО”, попытались установить хронику событий тех дней.

Танковый прорыв

Накануне наступления вместе с командующим фронтом в Лоев прибыли высокие военные чины, чтобы еще раз просмотреть план операции. Все они понимали, что в создавшихся условиях необходимы смелый маневр и умение обмануть противника. Поэтому было принято решение пойти на риск и, демонстрируя сосредоточение сил на одном участке фронта, подготовить основной удар совсем на другом направлении. Правда, Рокоссовский не сообщил командующим армиями, чья роль в наступлении главная, а чья второстепенная. Это вызвало впоследствии недопонимание между военачальниками, каждый из которых рвался в бой и хотел выполнить свою задачу как можно лучше.

10 ноября, в первый же день Гомельско-Речицкой операции, оборона противника была прорвана. По данным разведки, стало известно, что в районе станции Демехи и города Речица начали скапливаться отходящие из-под Гомеля значительные силы. Там уже находились части 2-й немецкой армии. К утру они могли занять оборону на каком-нибудь рубеже, и тогда наши войска встретились бы с мощным сопротивлением.

Получив такие тревожные сведения, командарм Павел Батов немедленно ввел в прорыв танки и кавалерию 3-й армии. В бою, в котором участвует масса техники и автоматического оружия, конница — легко уязвимая мишень. Поэтому ее “заковали” в танковые ромбы. Танкисты уничтожали боевую технику противника, а кавалеристы преследовали пехоту. Дивизии стрелковых корпусов вступали в бой лишь с остатками недобитых сил противника. Красная армия очень быстро продвигалась на запад. За ночь наши войска вошли в тылы противника, танки и кавалерия 3-й армии перерезали все дороги, ведущие из Гомеля на Калинковичи и Мозырь.

Рельсовая война

“20 ноября 1943 года отряд имени Чапаева под командованием начальника штаба товарища Давыдова был послан в район местечка Горваль Речицкого района с задачей выбить противника, стремившегося удержать правый берег Днепра. В результате ожесточенного боя, длившегося 16 часов, противник выбит с правого берега. На поле боя остались 35 трупов вражеских солдат и офицеров”, — записано в отчете о боевой деятельности партизанской бригады имени Чапаева с 15 июля по 22 ноября 1943 года.

Во время операции народные мстители Гомельского, Полесского и Могилевского соединений парализовали движение на участках железных дорог Житковичи — Калинковичи, Калинковичи — Жлобин, Овруч — Мозырь, перерезали железную дорогу Могилев — Жлобин и не дали врагу перебросить подкрепление к Гомелю, перекрыли пути отступления из Речицы. Партизаны освободили и удержали до подхода советских частей 34 населенных пункта и переправу через Березину.

Тем временем войска Белорусского фронта, форсировав Днепр и Сож, с трех сторон нависли над  гомельской группировкой противника. Боясь оказаться в котле, гитлеровское командование в 20-х числах ноября 1943 года начало отвод своих войск из Гомеля. Шоссе Гомель — Рогачев, а также железная дорога были забиты отступающими гитлеровцами и техникой.

В районе деревни Покалюбичи вели бои части 22-й пехотной дивизии, подкрепленные самолетами 16-й воздушной армии. Особенно активно действовали летчики-штурмовики. Были уничтожены сотни  гитлеровских солдат и офицеров, десятки танков, автомашин, поездов и вагонов. 22 ноября 1943 года 299-я штурмовая авиадивизия потеряла 6 экипажей. В эти дни  в районе Покалюбичей погибли более 400 советских воинов.

И в послевоенные годы на полях жители находили могилы бойцов, погибших при освобождении Гомеля от немецко- фашистских захватчиков. Останки советских воинов были перезахоронены в братской могиле в центре деревни Покалюбичи в 1963—1964 годах.

Красный флаг над городом

Было раннее утро 26 ноября. Ефрейтор Михаил Васильев изо всех сил сжимал в одной руке красный советский флаг, а другой цеплялся за покореженную лестницу. Солнце только-только начало показываться над горизонтом, и в полумраке было плохо видно, куда ступать... С крыши электростанции открывался страшный вид на город. Гомель снова стал советским, но он был разграблен и разрушен — обезлюдевшие, обгоревшие здания школ, больниц, клубов, разрушенные промышленные предприятия, мосты.

Дважды Герой Советского Союза, почетный житель Гомеля Константин Константинович Рокоссовский  в своих воспоминаниях написал так: “Этого чудного города над Сожем  не было, над ним пылал только красный флаг”.

На время город стал административным центром Беларуси, освобождающейся от оккупации. В Гомеле, в одном из уцелевших зданий, разместились наркоматы БССР, в Новобелицу переехало правительство республики, и начались мирные созидательные работы по восстановлению народного хозяйства.

Двадцать залпов

26 ноября семьдесят лет назад собравшиеся у радиоприемников жители огромной страны с радостью и бесконечной гордостью услышали торжественный голос Юрия Левитана: “Войска Белорусского фронта в результате успешного наступления и смелого обходного маневра сегодня, 26 ноября, овладели крупным областным центром Белорусской ССР — городом и железнодорожным узлом Гомель.

В течение 26 ноября западнее Пропойска наши войска, продолжая наступление, заняли более 30 населенных пунктов; среди них крупные населенные пункты Машевская Слобода, Хотище, Кульшичи, Заполянье, Хачинки, Куликовка, Бахань, Тушевка, Остров, Сапожки...”.

Еще долго неслись по радиоэфиру названия местечек, жители которых не боялись больше расстрела, огня, унижений и поборов. И чем больше деревень называл Левитан, тем сильнее становилась надежда, надежда победить и обрести свободу. И, словно поддерживая эту зарождающуюся надежду, в Москве 224 орудия, будто единая исполинская глотка, двадцать раз прокричали грохочущее “Слава!” живым и героически погибшим, но навсегда оставшимся в сердцах соотечественников освободителям Гомеля.

Нетронутая Речица

Наступление развивалось столь успешно, что генерал Батов решил повернуть в тыл фашистам, оборонявшимся в Речице, бригады 1-го Донского гвардейского танкового корпуса вместе с 37-й гвардейской и 162-й Сибирской стрелковыми дивизиями.

18 ноября Красная армия освободила Речицу, важный транспортный узел и один из опорных пунктов обороны немцев. Оккупанты бежали в спешке, поэтому город предстал перед советскими войсками не разрушенным, почти таким, каким он был до войны. И только нескончаемая вереница пленных немцев, медленно шагающих по улицам, напоминала о том, какое страшное противостояние продолжалось за стенами Речицы.

Звание Героя.
Посмертно.

Из наградного листа: “В бою 12 ноября 1943 года старший сержант Феничев в числе первых форсировал реку Сож в районе деревни Старое Село Ветковского района Гомельской области.

13 ноября в районе этого села при прорыве укрепленной полосы обороны врага первым ворвался в немецкую траншею, а затем и в немецкий дзот. В рукопашной схватке уничтожил 4 немецких солдат, а одного офицера ранил и захватил в плен. Там же была захвачена и радиостанция. В тот же день при очередной атаке вплотную прорвался к вражеским позициям и автоматным огнем полностью истребил расчет немецкого противотанкового орудия. Само орудие было захвачено”.

16 ноября 1943 года несколько бойцов во главе с Феничевым, отрезанные от основных сил, долго обороняли деревню Калиновка. Когда кончились боеприпасы, бойцы вступили в рукопашную схватку с врагом. В бою Феничев убил до десяти гитлеровцев. 15 января 1944 года старшему сержанту Феничеву Никифору Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Дорогая победа

В результате Гомельско-Речицкой операции войска Белорусского фронта прорвали оборону противника в полосе шириной до ста километров, продвинулись на запад на сто тридцать километров, способствовали успеху 1-го Украинского фронта в продвижении на киевском направлении: скованный войсками Белорусского фронта, противник не смог перебросить в район Киева из Беларуси ни одной дивизии. Однако очередная победа на полях войны дорого обошлась Красной армии. В ходе Гомельско-Речицкой операции погибло 21 650, было ранено свыше 66 тысяч военнослужащих. Родина по достоинству отметила героизм воинов, освобождавших Гомель: 17 человек были удостоены Золотой Звезды Героя Советского Союза, десятки тысяч бойцов награждены орденами и медалями. В год 65-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков указом Президента Республики Беларусь Гомель был награжден вымпелом “За мужнасць i стойкасць у гады Вялiкай Айчыннай вайны”.

Пожалуй, в Гомеле  трудно найти  место, которое не напоминало бы о войне. Это не только Курган Славы и Вечный огонь в Фестивальном парке. В городе находится несколько братских могил, где нашли свой последний покой освободители Гомеля. На площади Восстания стоит памятный знак узникам концлагеря для военнопленных “Дулаг-121”, в котором были уничтожены более ста тысяч человек. Там же в 1968 году установлен на постамент танк Т-34, памятник воинам-освободителям. На плите постамента перечислены двадцать воинских соединений и частей, особо отличившихся  при освобождении Гомеля и получивших почетное название Гомельских.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter