Своими политическими демаршами американцы, видимо, пытаются вернуть себе лидерство в микроэлектронике

Удар Пелоси по смартфону

Пандемия показала и доказала: в мировой экономике будут доминировать страны, способные производить микроэлектронику. В принципе, было давно известно и очевидно, что на рынке микрочипов доминирует связка Китай — Тайвань. И она, несмотря на ряд политических разногласий, прекрасно и эффективно работала, снабжая добрую половину мира как микрочипами, так и произведенными на их базе готовыми изделиями. Теми же смартфонами. После визита Нэнси Пелоси в Тайбэй может не выйти (или появиться с серьезными задержками) новый iPhone. Главные последствия создания напряжения вдоль Тайваньского пролива будут лежать не в военной сфере (да здравствует мудрость Китая!), а в экономической. Значительное охлаждение уже наметилось. Что грозит развитием спирали кризиса в мировой микроэлектронике. И тут не надо сбрасывать со счетов того, что США поставили себе целью вернуть лидерство в полном объеме в этом сегменте. На поддержку микроэлектроники Вашингтон выделил 280 миллиардов долларов. И чтобы с наибольшей эффективностью реализовать этот проект, который весьма здорово пробуксовывает, надо убрать конкурентов. Это постепенно получается.

Тайваньский конфликт может вылиться в высокотехнологичный кризис.

В борьбе за чипы

Любой современный чип — продукция двойного назначения. А если говорить образно, то многоцелевого использования. Они нужны как в современном оружии (в том числе высокоточном и высокой дальности), так и во множестве ключевых отраслей, которые и определяют конкурентоспособность и инновационность экономики в целом. Та же наука не может динамично развиваться без соответствующего электронного оборудования: исследовательского, измерительного, а также больших вычислительных мощностей, необходимых как для просчетов фундаментальных гипотез, так и для прикладных инноваций. Высокоточное оборудование является необходимой составляющей современной промышленности. Нет точности измерений — нет приемлемой точности и стабильности в изделии. Стратегическая инфраструктура (связь, транспорт, энергетика) тоже «живет» на микросхемах. Поэтому самые сложные торгово-экономические взаимоотношения всегда существовали именно в области микроэлектроники. И доминирование в этой сфере было всегда принципиально.

Именно по этой причине в конце 1980-х — начале 1990-х годов больше всего западных «партнеров» интересовали предприятия именно в микроэлектронной отрасли. А также смежные производства, малотоннажная химия. Без чистых материалов и химикатов выпустить приличный чип попросту невозможно. Многие профильные компании тогда загубили на взрывной волне демократии. Мол, зачем мучиться со сложными производствами, когда все можно импортировать. Причем в то время на рынке очень активизировались американские компании. Особенно ярко звучал Intel. Правда, и США тогда были на коне в сегменте микропроцессоров. Так и захватили рынок. С одной стороны — бизнес, никакой политики. С другой — отрасль-то стратегическая.

Украинский вопрос в чиповом измерении

Наверное, одна из причин формирования напряженности в Украине — необходимость сбить градус развития и России, и остального мира именно в микроэлектронной сфере. К своему удивлению, американские стратеги обнаружили, что Россия пока не смогла полностью восстановить отрасль, но у нее появился ряд высокотехнологичных изделий, способных закрывать свои потребности в стратегических областях. Кстати, по этой причине под раздачу (еще задолго до выборов 2020 года) попали наш «Интеграл» и ряд других профильных предприятий. При всех своих проблемах они продолжали развиваться. Белорусские ученые и специалисты смогли разработать много принципиально инновационных технологий. И они существенно снижали возможности поставщиков чипов по контролю над своими изделиями в удаленном доступе. Другими словами, мы научились выставлять надежные заслоны кибершпионажу и кибердиверсиям (по крайней мере, в стратегических отраслях).

Это явно как минимум насторожило западных стратегов. Ибо импорт технологического оборудования был-то выгоден не только с коммерческой точки зрения, но и благодаря возможности контроля за таким оборудованием. А без этой функции сотрудничество приобретало совершенно другой характер. Поэтому его и стали сворачивать с нашими странами еще в 2010-х. Другой вопрос, что все происходило без помпы и громких заявлений.

Конфликт же в Украине позволил попытаться перекрыть кислород в поступлении высоких технологий в Россию и Беларусь из Китая и в целом из Южноазиатского региона. Той же Южной Кореи, которая в некоторых вопросах уже не идет полностью в фарватере политики США и способна принимать самостоятельные решения. Сотрудничество с Пекином как на национальном уровне, так и на уровне ЕАЭС в высоких технологиях в целом вызывало беспокойство. И нужна была маленькая (по меркам Вашингтона) война, чтобы на эти связи повлиять. Украина выступила тут разменной монетой.

Им нужен кризис

Опять же, провокация на Тайване (а по-другому визит Пелоси все реже называют даже у нее на Родине) грозит внести еще больший хаос в микроэлектронику. Ни для кого не секрет, что Тайвань — лидер в производстве чипов. И вырваться вперед ему удалось не без технологической помощи и инвестиций США. Но сегодня ряд производственных мощностей тайваньских гигантов расположены в материковом Китае. А инвестиции по этому направлению приблизились к 200 миллиардам долларов.

Пандемия же показала: при всех транснациональных связях впереди планеты всей тот, кто располагает и технологиями, и реальным производством. Причем в краткосрочном периоде последние, наверное, даже важнее. И связка Пекин — Тайбэй в области микроэлектроники стала стратегической. Помните, в Юго-Восточной Азии в декабре 2019 года только чихнули, а затрясло от дефицита чипов всю мировую экономику. Кстати, не стоит забывать, что львиная доля тайваньских микрочипов используется китайскими компаниями для сбора готовых изделий. Тех же Apple и многочисленной другой продукции под громкими брендами.

Собственно говоря, о необходимости реиндустриализации заявил еще Трамп. Другой вопрос, что он пытался вернуть США лидерство бизнес-инструментами. Не всегда чистыми действиями с точки зрения международных обязательств, не всегда справедливыми методами, но которые лежали в чисто коммерческой плоскости. Все-таки бывший глава Белого дома — прожженный, но коммерсант. Поэтому не любит войны, хотя не исключает подковерные игры. Так или иначе, но решение о строительстве новых фабрик микрочипов и возвращении производства в Америку было принято еще при прошлой администрации США. Иное дело, что это оказалось не столь уж простым. Деньгами проблему залить сходу не получилось. Нужны были еще специалисты, технологи, инженеры… Где-то около 50 тысяч человек называл объем вакансий американский бизнес. Да еще пришлось бы столкнуться с конкуренцией — с теми же Тайванем и Китаем. Они бы просто так, без боя, рынок не отдали.

Байден предпочитает рубить (или даже лупить) сплеча. Не можем выиграть конкуренцию и снова вывести Intel и других на недосягаемое лидерство — получите политическую «гранату». В данном случае — визит Пелоси в Тайбэй, необходимости которого даже в малой степени не было. Ни с какой стороны. Старушка пробыла на острове всего несколько часов. Но ей этого хватило, чтобы разрушить цепочки поставок в микроэлектронике. Китай уже перестал поставлять в Тайвань песок, так необходимый для производства микрочипов. Но самое главное — запретил принимать грузы, в сопроводительных документах которых значится Тайвань. Другими словами, прибывшие микросхемы могут пойти обратно на остров. И снова возникнет дефицит как электронных изделий, так и микрочипов. Реализовывать Тайваню их, кроме как в Китай, по большому счету некуда. Придется снижать объемы производства… И кризисная спираль начинает закручиваться стремительно.

Да, американцы не получат новый айфон. Зато для их микро­электронной отрасли в глобальном пространстве «разгребли» нишу. Другой вопрос, что создать потенциальный спрос — одно дело. А наладить производство — другая история. Но Байден — политик чистой воды, который в производстве, науке и в целом в экономике не слишком разбирается. И специалистов не очень слушает и жалует. Словом, может возникнуть очередной технологический кризис. В том числе и в США. Странная политика, чтобы вернуть себе гегемонию. Но что есть, то есть. Остается только следить за развитием событий. И надеяться, что экономическая целесообразность победит и создаст базу для дальнейшего сотрудничества по обе стороны Тайваньского пролива. Но это будет мощный щелчок по носу американцам.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter