Удар кирпичом

Пожалуй, странно выглядит даже формулировка вопроса: нужны ли стране современные дешевые экологичные стройматериалы?

Пожалуй, странно выглядит даже формулировка вопроса: нужны ли стране современные дешевые экологичные стройматериалы? Но все–таки задам. Например, директору ОАО «Радошковичский керамический завод» Олегу Мищенко. «Нет!» — говорит он. И у него есть аргументы.


Девять лет назад специалисты предприятия, чтобы сэкономить газ, стали при обжиге кирпича добавлять в глину опилки. Получившийся образец оказался легче, дешевле и теплее обычного. Так в Радошковичах получили тот материал, из которого Европа четверть века строит жилье. Это керамический поризованный блок, а попросту — кирпич с множеством микроскопических отверстий, результат выгорания опилок при обжиге глины. К тому времени одна известнейшая немецкая фирма привезла технологию в Россию, построив в Санкт–Петербурге завод. «Мы там позаимствовали образцы продукции и с помощью Научно–исследовательского института строительных материалов в 2003 году наладили выпуск у себя», — вспоминает главный технолог предприятия Владимир Хайновский. Что было потом? Ничего принципиально нового...


Склады трещат!


Радошковичский завод обреченно тянет вниз статистику по запасам продукции в Минской области. Все, что произведено за 2,5 месяца, — на складах. А на стройках между тем начинается мертвый сезон. Ситуацией заинтересовался госконтроль.


...Из докладной записки начальника управления Комитета государственного контроля Минской области Валентины Зезюлькиной: «Парадоксальная картина. ОАО «Радошковичский керамический завод» произвел новый, дешевый, экологически чистый материал, который не востребован на рынке. На складе предприятия скопилось 11 миллионов штук кирпича, из них 6,5 миллиона — поризованные изделия».


 От ворот — поворот


Допустим, вы много лет с удовольствием носите рубашки или платья из полиэстера. Материал, конечно, негигроскопичный, и медики его не одобряют. Но дешевый, удобный, ноский. И вдруг к вам врывается человек с мятым льняным костюмом и требует немедленно переодеться, потому что, мол, лен — это последний писк моды в Европе, и наши бабушки–дедушки его носили столетиями. Ваша реакция? В лучшем случае — вежливое «да», в смысле, «нет, не сейчас», в худшем...


А теперь представьте, что дело касается не личного гардероба, а строительства многоэтажных домов и вы — директор или главный инженер проектного института.


— Несколько лет назад рухнул готовый кирпичный дом. А тут нам предлагают на треть пустотелый кирпич для строительства многоэтажного жилья. Уверен, спешить никак нельзя. Новый материал должен пройти все испытания, — категоричен директор института НИПТИС им. С.С.Атаева Владимир Пилипенко. — Кроме того, производитель должен обеспечить полный ассортимент продукции: угловые, перевязочные блоки.


— Если бы речь шла о строительстве моего загородного коттеджа, то слов нет, я бы взял этот блок, методом проб и ошибок сложил бы коробку и еще спасибо сказал. Материал действительно теплый, экономичный, экологичный. Но что мне ответить строителю на резонный вопрос: как будем делать кладку? — поддерживает коллегу главный инженер УП «Институт «Минскпроект» Валентин Леуненко.


Условно говоря, сейчас надо построить экспериментальный дом или хотя бы высокую стену из поризованного керамического блока, попробовать разные кладочные растворы, поджечь, испытать децибелами звука, ветрами и дождем. Тогда можно будет составить смету и проектировать. Логично и убедительно. И совершенно понятно: в радошковичском ОАО на это денег нет.


 В поисках истины


Хотя, если дотошно разобраться, Радошковичи не предложили нашему строительному рынку ничего принципиально нового. Достаточно кликнуть «мышью» — и глобальная сеть выдаст тысячи практических и теоретических рекомендаций и отзывов. Радошковичский завод 80 процентов из 60 миллионов поризованных кирпичей, которые выпустил в последние годы, отправил по стройкам России. Если бы там не разразился острый кризис, то на заводе сейчас, потирая руки от радости, подсчитывали прибыли. Новый материал в производстве обходится на треть дешевле обычного керамического кирпича и не дороже газосиликатного блока. Но теперь требуется ответ: почему нашим стройкам не нужен такой материал?


— Думаю, все дело в том, что строительная отрасль погрязла в нормативных бумагах, архитекторы перестали думать, искать, экспериментировать. Есть бумажка — будут делать, нет — и не надо. Скажите, зачем испытывать на огнестойкость керамический кирпич, из которого столетиями строили печи в домах и который обжигают при температуре 1.000 градусов? Он не горит! Это аксиома! А вы все равно докажите, возражают проектировщики, — не стесняется резких выражений Вячеслав Мелешко, заведующий лабораторией керамических материалов Научно–исследовательского института строительных материалов.


Впрочем, истина, как всегда, где–то посередине. Как я уже говорила, новую технологию производства поризованного кирпича в Россию привезли немцы. В Радошковичах ее воспроизвели по образцу. Ничего страшного и крамольного в этом нет. Так не одно десятилетие осваивает новые технологии Юго–Восточная Азия. Но есть нюанс. Копия, особенно на первых порах, как правило, хуже оригинала.


«Стену из поризованного блока не нужно дополнительно утеплять. Мы могли бы реально сэкономить до 300 миллионов рублей в год и удешевить строительство жилья где–то на 10 процентов, — таково мнение главного инженера ОДО «Вигеврострой» Александра Крупченко (предприятие возводит малоэтажный поселок Солнечный под Минском). — Однако был неудачный опыт: в прошлом году стали закупать, а кирпич на заводе вдруг закончился. Говорят, в Россию продали.


***


Вы, может, думаете, что я рассказала какую–то уникальную, из ряда вон выходящую историю? Такие у нас — сплошь и рядом. И происходят они потому, что нет в стране инвестиций, венчурных капиталов, которые бы поддерживали и помогали внедрять новинки. А финансово обескровленным предприятиям их раскрутка не под силу. В лучшем случае для продвижения нового подключается мощный административный ресурс. На днях, например, все проектные институты получили письмо заместителя министра архитектуры и строительства: рассмотреть возможность использования поризованной стеновой керамики! А еще ее начал выпускать Минский завод строительных материалов, закупив немецкую технологию. Вдвоем «навязывать новинку» (дословное выражение главного технолога этого предприятия, испытывающего точно такие же проблемы, как и Радошковичи) будет легче.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter