"Удача - это тоже испытание"

Специалисты утверждают: убийцей номер один в нынешнем веке станет депрессия.
Специалисты утверждают: убийцей номер один в нынешнем веке станет депрессия. Этот прогноз начинает сбываться. Людей, страдающих депрессией и ее последствиями, становится все больше. Особенно подвержены этим недугам горожане. В Минске на всех видах медицинского учета состоят 23 тысячи человек. А сколько людей не обращаются за помощью, страдают молча! Почему именно городская среда так неблагоприятна для здоровья? Что мы в ней не так обустроили? С этого мы начали разговор с известным минским психотерапевтом, автором книг и сценариев научно-популярных фильмов Александрой ЧЕРНЯВСКОЙ.

- У меня была пациентка, которую довела до нервного срыва... стена соседнего дома. День-деньской она вынуждена была на нее смотреть из окна своей квартиры, потому как из дому почти не выходила из-за плохого самочувствия. Но те, кто ежедневно из дому выходят, ездят в городском транспорте, ходят в магазины, от депрессии и нервных расстройств тоже не застрахованы. Почему? Картины и картинки, которые нас окружают, не слишком отрадны для глаз и настроения. Серые коробки домов в микрорайонах, обшарпанные подъезды, сломанные скамейки во дворах - наша типичная визуальная городская среда. Добавьте к ней поездки в переполненных троллейбусах из Малиновки или Шабанов в центр города. Бесконечные запреты: "Нет выхода!", "Посторонним вход воспрещен!", "По газонам не ходить!" - на улицах, в метро, учреждениях. Все это просто вбивает в сознание человека образ безысходности. Усугубляет ее и городской стиль жизни: вечная спешка, разобщенность людей - даже соседей по лестничной площадке толком не знаем. Уходят из нашего обихода и посиделки с друзьями на кухне, задушевные беседы с подругами. Разрушается прежний коллективизм жизни. И на смену ему приходит отчужденность. Знаете, на что чаще всего жалуются мои пациенты? Их преследует страх. Это чувство - не в дремучем лесу, а в городе, где человек постоянно окружен людьми, но внутренне одинок, постоянно находится в стрессогенной ситуации.

- Которая и провоцирует депрессии?

- Для возникновения депрессий вовсе не обязательны какие-то жизненные катастрофы. Разумеется, тяжелые утраты, проблемы на работе, в семье нередко приводят к депрессиям и нервным расстройствам. Но чаще люди впадают в депрессию как бы на ровном месте. И каждый раз я убеждаюсь, что такие пациенты очень любят слово "должен". Они бескомпромиссны и не умеют мириться с тем, что жизнь и они сами неидеальны. Недавно лечила пациента с тяжелейшей депрессией и неотступными суицидальными мыслями. Он даже разговаривал с трудом - мышцы лица напряжены, тонус голосовых связок нарушен. Что случилось в его жизни? Потерял работу, хотя был хорошим инженером. В 50 лет надо было начинать все сначала, а сил конкурировать с молодыми не было - так ему казалось. Да еще и ребенок тяжело заболел. Этот пациент буквально терзал себя упреками: "Я должен быть успешным, должен кормить семью, в моей жизни не должно быть неудач!" На почве этого долженствования он и довел себя до мыслей о суициде... Люди впадают в такие состояния, когда однозначно негативно оценивают свое настоящее, видят в своей жизни только минусы, создают себе дефицит положительных эмоций (они называются у психотерапевтов "поглаживаниями"). Даже светлые моменты они просто не умеют замечать и ценить. И наконец совершают "магический прыжок" к бескомпромиссному приговору: "Так не должно быть. И все!"

- Но не радоваться же, в самом деле, потере работы и болезни ребенка?

- О плохом следует подумать серьезно один раз, оценив масштаб беды, не преуменьшая его, но и не преувеличивая. Не беда страшна, а потеря мужества перед лицом этой беды. Проходит время и неудача может оказаться удачей или привести к ней. Как случилось с моим пациентом. Мне, конечно, пришлось с ним поработать. И ему самому потребовалось приложить немало усилий. Но в итоге мысли о суициде сменились у него деятельным поиском работы. Он ее нашел. Ребенка вылечить пока не удалось, но отец научился его принимать и любить таким, какой он есть, не упрекая себя за то, что сделать больше, чем медики, не в его силах. Это вообще универсальный психотерапевтический ход: если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним. Нет, я вовсе не призываю смириться с тем, как вы живете, если такая жизнь вам не нравится. Но пользуясь правом врача, хочу призвать: будьте снисходительнее к себе, отбросьте вожжи, любите себя - и только тогда вы сумеете любить других.

- Рядом с нами в городе живут и другие люди: с полным джентльменским набором баловней судьбы. Ездят они, естественно, не на троллейбусе, хватит ли денег до зарплаты, тоже не задумываются. Глядя на них, многие чувствуют себя ущемленными. Тут уж не до любви к себе...

- Сейчас действительно появилось в жизни немало новых возможностей. И появились у людей новые притязания. Некоторым удается их реализовать. Но большинство терпит крах в этой гонке за успехом. Что же делать? Да не завидовать тем, кто этого успеха добился. Удача, благополучие - это тоже испытание, нередко даже более тяжелое, чем жизненный крах. И далеко не всем удается достойно выйти из этого испытания. Во всяком случае, большинство моих пациентов - как раз такие баловни судьбы, их жены и подруги. Им приходится дорого платить за свой успех. Они страдают депрессиями, неврозами, зависимостью от алкоголя. Неврологические отделения больниц тоже заполнены такими больными. Так что мы вообще часто не знаем, что в нашей жизни - удача, а что - поражение...

- А есть ли бытовая психотерапия от депрессии и мрачных мыслей?

- Конечно, хорошо бы взять да изменить нашу городскую среду обитания. Чтобы глаза и душу радовала. Отодвинуть стену соседнего дома, конечно, сложно. Но хотя бы цветы во дворе посадить, скамейку починить - вполне по силам каждому. Да и свое хмурое лицо украсить улыбкой тоже каждому под силу - на дворе ведь весна, давайте ей порадуемся!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter