Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Помогаю людям с инвалидностью найти свое призвание». Монолог фотографа с ДЦП

«Учу искать свое призвание»

Эдуарду Клуйше из Сморгони 25 лет. Он профессионально занимается фотографией, преподает в кружке по фотомастерству для людей с инвалидностью и берет призовые места в международных творческих конкурсах. Глядя на этого улыбчивого и уверенного в себе юношу, сложно поверить, что он родился с ДЦП. Однако, несмотря на все трудности, Эдуард давно принял свой диагноз и готов откровенно рассказать…

…о первом снимке и обучении фотографии

– Любовь к фотографии привил старший брат: часто наблюдал за тем, как он ловил в объектив моменты из жизни, и хотел научиться так же. В семье долго не было цифрового фотоаппарата, только пленочный. Когда учился в старших классах, собрал все свои накопления (часть суммы дали родители) и приобрел первую «мыльницу» – небольшой фотоаппарат с несменным объективом. Счастью не было предела! В то время как раз занимался любительским спортом и на очередные соревнования среди инвалидов взял с собой камеру. Сделал эмоциональный кадр: участники, среди которых были люди на костылях, готовятся к забегу. Подредактировал снимок и благополучно о нем забыл. Спустя какое-то время позвонили из моей школы и предложили поучаствовать в фотоконкурсе Белорусского детского фонда. Сомневался, стоит ли, но отправил свою единственную работу. В итоге она заняла первое место. Победителям предложили пройти недельный интенсив по обучению фотографии в Минске. Это был хороший творческий старт: мы встречались с известными мастерами фото, практиковались в лучших школах города, пробовали себя в разных жанрах. В тот момент понял, что нашел дело всей жизни.

…о наставнике и вере в себя

– Решил не ставить на этом точку. Стал искать подходящую фотошколу в Минске. Остановился на той, где преподавал Юрий Илюхин – фотограф, который сейчас специализируется на фуд-съемке. Со временем он стал моим главным наставником не только в профессии, но и по жизни. Благодаря ему получил основные навыки общения с людьми. Он учил меня: доказывать что-то нужно прежде всего самому себе и сравнивать себя в настоящем только с собой в прошлом. Это очень важно: найти человека, который поможет тебе поверить в себя и стать увереннее. Конечно, изначально заряд поддержки и мотивации мне дали родители. От атмосферы в семье многое зависит. Когда ребенка от всего ограждают из-за того, что у него есть инвалидность, он становится апатичным и утрачивает желание что-либо делать. Мама и папа часто повторяли, что у меня все получится и направляли вперед. Они научили не зацикливаться на диагнозе, а действовать, несмотря ни на что. За это я им очень признателен.

…о студийной съемке и стереотипах

– Завершив обучение, занялся фотографией профессионально. Выбрал для себя студийную фотосъемку: мне комфортнее работать в помещении. Хотя первое время было непросто. На фотосессии приходили разные люди. Иногда явно чувствовал, что клиенты мне не доверяют. Их можно понять: когда люди видят фотографа на коляске, то чаще всего недоумевают. Особенно обидно было, когда некоторые думали, что я выдаю чужое портфолио за свое. Со временем стал увереннее в своих силах – чужое мнение уже не задевало. Тем более, когда клиенты видели результат, от их сомнений не оставалось и следа. Больше всего мне нравится фотографировать девушек. Часто приходят скромные и зажатые, которым сложно раскрыться и показать себя такими, какие они есть на самом деле. В такие моменты стараюсь подбодрить нужными словами. Мне кажется, фотография имеет что-то общее с психологией: нужно уметь находить подход к каждому. Однажды одна из моих клиенток призналась, что благодаря фотосессии обрела вторую половинку – стала увереннее в себе и сделала первый шаг к судьбоносному знакомству.

…о фотокружке и онлайн-курсе

– Меня всегда волновали проблемы людей с инвалидностью. Поэтому стал активистом Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. Мне предложили стать преподавателем инклюзивного кружка по фотомастерству в Сморгонской первичной организации БелАПДИиМИ «Огонек надежды». Веду занятия уже четвертый год (сейчас они проходят онлайн). Подопечные участвуют в различных творческих конкурсах, встречаются со знаменитыми фотографами, выступают в качестве волонтеров-корреспондентов. Обучаю их не только съемке: рассказываю, почему важно учиться и работать над собой, даю полезные житейские советы и учу искать свое призвание. Также при поддержке ассоциации создал инклюзивный онлайн-курс по ретуши фотографии. Многие люди с инвалидностью практически не выходят из дома, но тоже хотят развиваться и делать что-то полезное. Среди тех, кто прошел этот курс, мы провели конкурс, за победу в котором предлагалось продолжить обучение с продвинутыми специалистами.

…о людях с инвалидностью и перспективах профессии

– Совместно с Белорусским детским фондом запустили проект по обучению фотографии воспитанников домов-интернатов. Он принес свои плоды: на итоговой выставке к работам проявили интерес представители Минского государственного колледжа электроники. В 2020 году в этом учреждении планировалось открыть отделение для абитуриентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К сожалению, тогда не набрали нужного количества желающих обучаться фотоделу. Думаю, проблема в том, что люди с инвалидностью не верят в себя и не понимают, что способны заниматься фотографией на серьезном уровне. Поэтому всегда рассказываю ученикам о перспективах этой профессии. Настаиваю на том, чтобы они не зацикливались на своем диагнозе и ставили в приоритет навыки и возможности. Не стоит в первой строчке резюме указывать, что ты человек с инвалидностью: нанимателю важнее, можешь ли ты качественно выполнить свою работу. Часто повторяю, что мы разные, но равные.

gorbatko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter