В Минском колледже цифровых технологий трудятся три педагога с нарушениями зрения

Учиться, учить и снова учиться

«Я рада, что живу в такой стране, где могу работать и обучаться на равных с другими людьми», — эти слова руководитель клуба инклюзивного творчества Минского государственного колледжа цифровых технологий Анастасия Берговина сказала перед выездным заседанием Мингор­исполкома, которое прошло на базе этого учебного учреждения в середине осени. Тогда в колледж приехали высокие гости, чтобы посмотреть, как на практике реализовано обучение профессиям учащихся с особенностями психофизического развития по принципу «равный обучает равного». Мы же решили познакомиться с самой Анастасией Берговиной, которая, как она говорит, не только обучает, но и сама обучается.

Большой мотиватор

В стильном костюме, на каблуках, с легким макияжем и укладкой.

— Вам кто-то помогал собираться на интервью? — интересуюсь, отбросив правила приличия.

Нет, все сама, — удивляет Анастасия.

Предваряя вопрос «как?», она отвечает:

Если чего-то очень сильно хотеть, преград нет!

И это говорит человек, который передвигается с помощью трости и видит совсем немного: источник света, смену дня и ночи.

Анастасии Берговиной 28 лет, из них более 20 она видит сердцем. Родилась здоровым ребенком, но, переболев в четыре года ветрянкой, начала терять зрение.

Сама я из Орши, лечили на местном уровне. Когда поняли, что воспалительный процесс на глазах затянулся, отправили в учреждение здравоохранения областного центра. Однако было уже достаточно поздно, — рассказывает наша героиня.

Маленькая девочка ухудшение зрения воспринимала как нечто естественное. Мама же была обеспокоена, торопилась обучить дочь чтению, письму, познакомить с палитрой цветов.

Были операции. Иногда зрение частично возвращалось. После очередного вмешательства на одном глазу оно свелось к нулю. В подростковом возрасте я еще видела тени, могла рассмотреть что-то впереди, — вспоминает Анастасия.

Несмотря на то что родителям было сложно отдать маленького ребенка в специализированную школу, все же они понимали: дочери нужна социализация.

На пять дней меня отвозили в Шклов, на выходные забирали домой. Тоже осознавала, что нужно получать образование, хотя было по-разному — легко и не очень. Но я благодарна школе, полученному опыту. Это хорошо, что меня не оставили на надомном обучении, — уверяет собеседница.

В школе ее окружали ребята с нарушениями зрения, а на выходных, в родном городе, — друзья без проблем со здоровьем.

В такие моменты, конечно, ощущала разницу между нами. Но здесь важно быть уверенным в себе. Я не могу сказать, что чем-то отличаюсь от других: точно так же хожу, езжу, наслаждаюсь жизнью. То, как ты сам к себе начнешь относиться, принимать себя, так будут к тебе относиться и окружающие, — озвучивает свой главный жизненный принцип Анастасия Берговина.

Работа как увлечение

После школы она хотела поступать на юридический факультет Витебского университета. 

Медкомиссия меня не пропустила… Сейчас я рада такому повороту событий, потому что в итоге поступила в университет культуры на факультет культурологии, социокультурной деятельности. И это был мой вуз, — продолжает девушка. — После его окончания меня направили по распределению в отдел культуры Оршанского райисполкома — в обычную среду, не специализированную.

Там Анастасия проработала четыре года.

Поскольку я занимаюсь живописью, однажды в одном из СМИ разместили интервью со мной, опубликовав мои работы. После этой статьи меня пригласили работать в студию, где обучали живописи незрячих ребят. Там я стала связующим звеном между зрячими и незрячими, занималась коррекционной работой, писала картины.

Кстати, некоторые ее работы выставлены в Национальном художественном музее на постоянной экспозиции.

Некоторые работы Анастасии БЕРГОВИНОЙ выставлены в Национальном художественном музее на постоянной экспозиции.

Когда проект закрылся, Анастасия начала искать новое место работы и в прошлом году была принята в штат Минского колледжа цифровых технологий.

Сейчас руковожу клубом, в котором занимаются разные ребята: с нарушениями зрения или слуха, а также обычные учащиеся. Важны коммуникация между всеми, понимание и принятие друг друга. Мы изучаем музыку, живопись, ходим на экскурсии, — перечисляет девушка. — Ребята с нарушениями зрения попадают в колледж из школ-интернатов закрытого типа. И когда они выходят в мир, им сложно адаптироваться. Деятельность нашего клуба в основном направлена на то, чтобы они чувствовали себя свободно в социуме сейчас и в будущем, когда будут трудоустраиваться.

Ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха и тотально глухие, тотально незрячие и с расстройством аутистического спектра получают в колледже интеллектуальные профессии.

Сама Анастасия уже обосновалась в Минске с мамой и 12-летней сестрой. До этого долго жила одна.

Когда ты с тростью, ты полностью мобильный. К тому же сейчас время технологий. Нет проблем заказать еду через приложения в смартфоне. Специальные программы ­озвучивают все, что высвечивается на экране. Ты подстраиваешься под этот мир — и мир подстраивается под тебя. Помимо гаджета, помогает такси, — смеется Анастасия. — А еще звуковые светофоны, звуковые информаторы на входе, тактильные таблички со шрифтом Брайля.

Она считает, что гиперопека, через которую проходят дети с особенностями, — ошибка родителей.

В последнее время часто сталкиваюсь со скучающей молодежью, слышу фразы: «Мы бы хотели, но не можем, потому что…» Почему? Если я могу, значит, и ты 100 процентов сможешь! — мотивирует ребят Анастасия Берговина.

В конце беседы она просит обязательно написать, что очень благодарна колледжу:

За то, что поверили в меня, мои возможности. Это для меня большой опыт. Чувствую себя здесь свободной. Люблю коллектив и учащихся. С ребятами обмениваемся жизненным опытом. Работая с ними, учусь и сама.

statkevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter