Учиться сотрудничать

В отношениях между государствами принято оперировать не понятиями дружбы (хотя и без этого не обойтись), а факторами выгоды и целесообразности. Риторика высоких слов уменьшается стократно, когда речь заходит о конкретных делах и программах.

Беларусь и ЕС, Беларусь и Германия... Что здесь главное — политика или экономика, равноправие или диктат, добрососедство или конфронтация? За последние годы в тонкой субстанции межгосударственных связей образовалась достаточно плотная завеса непонимания. Это как в примере с незадачливым путником, у которого компас и карта показывают совершенно разные направления. Противоречивость, в частности, в белорусско-германских взаимоотношениях отмечалась неоднократно на IX минском форуме “Беларусь — соседство и транзит в Европе: внешняя политика, экономика, общество”.
В форуме участвовало более 300 политиков, дипломатов, предпринимателей, ученых, представителей неправительственных организаций из Беларуси, Германии, России, Украины и других стран. Выступали Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Коноплев, генеральный секретарь Христианско-демократического союза Германии Рональд Пофалла, сотрудники внешнеполитических ведомств, депутаты, эксперты. Все это говорит о понимании важности темы сотрудничества. Однако введение ряда ограничений Евросоюзом в отношении Беларуси — свидетельство и иной точки зрения на построение будущего Европы. Так что же должно быть выбрано ориентиром дальнейшего движения?
Руководитель берлинского фонда “Наука и политика” Райнер Линднер отметил, что он хочет прежде всего развеять два самых распространенных мифа о Беларуси: первый — что ее не ждут в качестве европартнера, и второй — что ее не рассматривают как базу для сотрудничества. “Это не так. Несмотря на все различия, мы намерены объединять усилия, — заявил Линднер. — Наше кредо — диалог и открытость”.
Впрочем, было бы ошибкой назвать, что эта точка зрения является превалирующей в западных кругах. Генсек ХДС Рональд Пофалла, ссылаясь на свои частые беседы с канцлером Германии Ангелой Меркель, убежденно и страстно доказывал участникам форума, что политическая составляющая должна быть локомотивом взаимоотношений. На что спикер нижней палаты белорусского парламента Владимир Коноплев возразил, что люди уже сами выбрали то, что должно быть локомотивом сближения. За последние пять лет товарооборот между ЕС и нашим государством вырос в 5 раз, а экспорт белорусских товаров в Евросоюз — в 10 раз. Но и такие понятия, как демократия, права человека, убежден Владимир Коноплев, не остаются на обочине. “То, к чему Европа шла столетия, Беларусь пройдет гораздо быстрее. Разговаривать с нами на языке санкций и визовых ограничений бессмысленно. Практика запретительных мер никогда не приводила к достижению поставленных целей — она деструктивна и недемократична по своему содержанию”, — подчеркнул Председатель Палаты представителей.
Если отклониться от магистральной темы минского форума и не рассматривать влияние белорусской транзитной составляющей на решения ЕС, то нужно признать, что политика не может быть в отрыве от экономики. Определенный уровень взаимоотношений в обществе предполагает и определенный производственный базис. Если убрать из Европы ее технологический прогресс, который и может гарантировать только достойную жизнь, а значит, и стабильность, то неизвестно еще, каким был бы градус противостояния в Лейпциге или Мюнхене. Ведь стихии эмигрантского протеста захлестнули не так давно не какую-нибудь заштатную страну, а Францию. То есть когда нет работы, жилья, а есть гетто — о каких свободах можно рассуждать с высоких кафедр?
Беларусь идет своей дорогой от советского прошлого и согласовывает рыночные преобразования не с выкладками теорий, а с реальностью. И то, что этот путь приносит положительные результаты, факт доказанный. Председатель правления немецкого экономического клуба Клаус Байер  подчеркнул, что иностранные инвесторы отмечают заметное улучшение белорусского делового климата: создаются более совершенные рыночные механизмы, становится точнее законодательство, упрощается налоговая система. Конечно, впереди еще много дел. Но любое восхождение предполагает движение шаг за шагом. Попытки преодолеть расстояние одним прыжком в истории уже были неоднократно. И ничего хорошего, как правило, не получалось.
Депутат Палаты представителей Виктор Марахин считает, что деятельность в Беларуси свыше 300 предприятий с немецким капиталом — показатель того, что деловые люди по-прежнему идут туда, где для них созданы оптимальные условия, и меньше всего руководствуются заявлениями тех или иных политдеятелей. Либеральные ценности важны, однако их нельзя использовать без учета временных рамок.
Права и свободы — это инструменты, которыми пользуется государство для своего укрепления и процветания, а не для разрушения.
“Принцип изменения состоит в сближении”, — это слова депутата германского бундестага Уты Цапф.
Можно браниться, стоя на разных берегах, но, чтобы что-то сделать вместе, необходимо идти навстречу друг другу.
Участники минского форума неоднократно отмечали, что политика изоляции Беларуси оказалась неэффективной. Запреты и санкции — это средства противостояния, но не сближения.
Как заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в Республике Беларусь Мартин Хеккер, “у Германии есть четкие планы по развитию добрососедских отношений со странами восточноевропейского пространства, и Беларусь не является здесь исключением. Мы осознаем, что устранение разного рода барьеров между народами способствует их безопасности и процветанию. Поэтому во время нашего председательства в Европейском союзе мы постараемся по возможности преодолеть безмолвие и закостенелость в наших отношениях”.
Беларусь — это транзитная страна, через которую идут автокараваны с запада на восток и с востока на запад, идут газ и нефть, перевозятся по железной дороге металл, лес, уголь, техника. Беларусь важна для Европы и как заслон на пути преступности. И чем быстрее будут установлены уважительные и партнерские отношения, тем прогнозируемым станет будущее. И это никоим образом не исключает необходимости учиться и совершенствоваться. Причем Запад — не ментор в этой школе времени, а тоже ученик. И из этого нужно исходить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter