Умеют ли школьники применять свои знания в жизни — покажут итоги исследования качества образования

Учиться с прицелом

Зачем учить, если мне это никогда не пригодится? Редкий родитель не услышит эту фразу от своего ребенка. Поэтому в школах и колледжах еще больше будут делать упор на практические знания для жизни. Очередной важный шаг в этом направлении сделан: два дня подряд в стране проходило национальное исследование качества образования. Примерно 20 тысяч школьников 10‑х классов и первокурсников колледжей проверили свою функциональную грамотность. Итоги появятся совсем скоро, а вместе с ними — и материал для исследований.


Насколько белорусские дети умеют работать с информацией: находить ее, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и, что важно, перекладывать на собственный опыт. Способны ли планировать маршрут, просчитывать размеры помещения, закупаться подарками, оформлять банковскую карту. Юлия Толкач, заместитель директора по учебной работе гимназии № 2 Минска, рассказывает: еще до проведения тестирования стали ориентировать учителей на развитие у детей межпредметных связей.
— Многие задачи, которые мы решаем в повседневной жизни, находятся на стыке наук, поэтому на уроках надо учить молодое поколение думать шире и объемнее. Можно сказать, зарождается новый подход к учебному процессу — практико-ориентированный. Не сухие тесты, а с прицелом на будущее. Наши педагоги для этих целей уже стали создавать электронное пособие — сборник задач. А у кого-то, как, например, у учителя начальных классов Татьяны Корзюк, издана целая серия пособий по развитию детской логики.
Десятиклассник Арсений Саченко учится в химико-биологическом классе гимназии. Задумывается, по стопам кого из родственников пойти: мама — невролог, папа — пульмонолог, дедушка — эксперт-криминалист. Говорит, что с заданиями справился легко. А его одноклассница Ульяна Пивоварчик поделилась, что задачи были не только интересными, но и развивающими: пока отвечала на вопросы по витаминам, узнала немало дополнительной информации о них. К слову, каждый участник получил вариант работы с заданиями по двум видам функциональной грамотности: читательской и математической либо естественнонаучной и финансовой.

Вячеслав Короткевич, начальник управления мониторинга качества образования Национального института образования, рассказывает, как подошли к проверке работ:
— Чтобы результаты были объективными, разработана особая система. Специалисты, задействованные в проверке, не будут знать, чьи ответы оценивают. Каждое задание рассмотрят два эксперта из разных областей страны, при этом они не смогут проверять задания ребят из своих населенных пунктов. Если проверяющие не совпадут во мнении, будет подключаться третий эксперт.
Позже ученые проанализируют полученные данные. Национальное исследование покажет, в каком регионе страны учащиеся лучше умеют применять знания в жизненных ситуациях, а также выявит болевые точки в системе образования. Затем разработают научно-методические пособия, курсы повышения квалификации. Педагоги из регионов, показавшие наилучшие результаты, поделятся своим опытом.


azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter