Магистр богословия Виталий Попков: зачем нам учиться молиться?

Учиться молиться

Пытаясь обращаться к Богу с молитвой, мы быстро устаем и понимаем, что молитва — дело трудное. И уж как часто мы слышим или задаем сами вопрос: «Почему ж Господь не слышит?! Я ведь так прошу!»

Ответ, оказывается, лежит на поверхности. Мы не можем предполагать, что Бог то слышит, то не слышит. В молитве Господней «Отче наш» есть такие слова: «И оставь нам долги наша, как и мы оставляем нашим должникам». Прощаем ли мы от души всех: творящим нам пакости, оскорбляющих нас, клевещущих на нас, отказывающим нам в наших просьбах? Вряд ли… Да, бывает, конечно, «под настроение». А хотя, подождите… Почему я должен выйти за рамки справедливости и начать упускать возможность расставить все на свои законные места? Так мы думаем в подавляющем большинстве случаев.

Один русский епископ говорил, что для христианина умереть мучеником — это особое преимущество, потому что никто, кроме мученика, не сможет на Страшном суде стать перед лицом Божием и сказать: «По слову Твоему и примеру я простил; Тебе нечего больше взыскать с них». Это означает, что тот, кто претерпел мученичество во Христе, чья любовь не поколебалась в страдании, тот обретает безусловную власть прощения над теми, кто причинял страдания. Это применимо и на гораздо более обыденном уровне, на уровне повседневной жизни; всякий, кто терпит малейшую несправедливость со стороны другого, может простить или отказать в прощении. Но это обоюдоострый меч: если мы не прощаем, то и сами не получим прощения.

Вот это и создает расстояние между нами и Творцом. Бог никогда не просит ничего для Себя, Ему нужно только человеческое сердце, чтобы вернуть самого же человека из состояния рабства в состояние сыновства. Но у нас к Господу подход в подавляющем большинстве случаев потребительский — Ты нам, Господи, только дай. А там мы как-нибудь и сами. Но так не бывает, так как Он — наше дыхание и наша Жизнь! Слишком часто молитва не имеет для нас в жизни такого значения, чтобы все остальное отходило в сторону, уступая ей место. Молитва у нас — добавление ко множеству других вещей. Мы хотим, чтобы Бог был здесь не потому, что нет жизни без Него, что Он — высшая ценность, но потому, что было бы так приятно вдобавок ко всем великим благодеяниям Божиим иметь еще и Его присутствие. Он — добавление к нашему комфорту. Но когда мы ищем Его в такой настроенности, то не встречаем Его.

Несмотря на все сказанное, молитва, как она бывает и ни опасна, все же лучший путь для того, чтобы идти вперед к исполнению нашего призвания и стать до конца человечными. То есть войти в полное единение с Богом и сделаться в конце концов тем, что апостол Петр называет причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4).

Но как молитва может быть опасной? Ведь это спасительное средство нам дал Сам Господь наш Иисус Христос! Оказывается, может. К примеру, мы покупаем в аптеке дорогие лекарства. Они дорогие потому, что очень эффективные. Однако мы не читаем инструкцию по применению, хотя покрутили в руках эту, казалось бы, бесполезную бумажку и положили с упаковкой на полку. Начинаем лечиться. А сами и не разобрались в том, наружное или внутреннее у нас средство, не просмотрели дозировку и все подробности процесса употребления. Хорошо, если мы отделаемся в таком случае незначительными побочными эффектами. Но немалое количество людей, к сожалению, так завершают свой земной путь.

В духовном мире все очень похоже на вышеописанное. Многие богословы говорят, что земное — отражение невидимого, небесного. И если так, то надо твердо знать, что многие, отправившись в путь искания Бога без духовно опытного наставника, который мог бы окормлять, заблудились в темных дебрях ловушек противостоящих сил. Учителя молитвы для нас — святые, именно их опыт изложен в православных молитвословах в виде утренних и вечерних молитв, молитв ко святому Причащению. Конечно, можно и нужно спрашивать совета в процессе научения молитве у священнослужителей.

Господь никогда не отказывает в дарах. Если же и отказывает, то иногда до времени — отказывает для того, чтобы дар стал драгоценнее для приемлющих и чтобы приемлющий был прилежнее в молитве. Устами мы можем просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно. Господь — премудрый Раздаятель. Он заботится о пользе просящего и если видит, что просимое вредно или, по крайней мере, бесполезно ему, — не исполняет просимого и отказывает в мнимом благодеянии. Он выслушивает всякую молитву, и тот, чья молитва не исполняется, получает от Господа столь же спасительный дар, как и тот, чья молитва бывает исполнена. Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель, Он дарит нам Свою любовь и являет нам милосердие Свое. А потому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом, не оставляет нас без весьма полезного дара, тем самым, что устраняет от нас вредное.

Магистр богословия Виталий Попков
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter