О вступительной кампании в педвузы

Учитесь на Учителя

Из года в год, вплоть до нынешнего лета, газеты, телеканалы и информационные сайты тревожно трубили: «Недобор студентов в главный педвуз страны на некоторые специальности составил 90%! Желающих стать учителями в Беларуси критически мало...» В регионах картина была не лучше. Например, на бюджетную форму обучения в Мозырский педагогический университет в 2012–м абитуриенты умудрялись поступать даже с... 64 баллами. И это из 400 возможных! «Прямо на первых занятиях выяснялось, что они не знают программы начальной школы!» — делились бедой преподаватели, признаваясь, что были вынуждены вводить для многих студентов элементарные курсы, чтобы научить складывать дроби, находить значение «Х» в простом примере, решать квадратное уравнение и т.д. С такими вот примерно «знаниями» еще недавно молодежь кое–как шла в учителя. Шла и со свистом вылетала из стен альма–матер уже после первой сессии...


Фото с сайта kudapostupat.by

Что только ректораты педвузов ни делали, чтобы переломить ход процесса! Но в БГПУ имени М.Танка абитуриенты не очень–то побежали, даже когда иногородним первокурсникам гарантировали место в общежитии. Потом отменили экзамены для медалистов. И все равно даже в прошлую вступительную кампанию на 80 бюджетных мест, предусмотренных для будущих педагогов начальных классов, было подано лишь 63 заявления. Конечно, причин тому было много. И пошатнувшийся престиж профессии. И то, что он везде становился крайним и за все ответственным — за тонну отчетов, актов и планов, за стопроцентную посещаемость школьных столовых и даже за наличие надписи «форточка для проветривания» на классном окне! Ну и зарплата, конечно, — весьма и весьма скромная... Вот и не торопились способные и талантливые занять некогда почетное место у школьной доски.

И вдруг вступительная кампания в Белорусском государственном университете им. М.Танка этого года не просто состоялась — прошла на ура. Даже не встал вопрос о дополнительном наборе ни по одной из специальностей. Более того, на некоторые из них, где еще в прошлом году была россыпь вакансий, сложился вполне приличный конкурс. Спросите: а с каким же багажом знаний шли на этот раз в педвуз абитуриенты? Весьма приличным. Например, одной юной бобруйчанке не хватило бюджетного места даже с 324 баллами! Но такой одаренной будущей учительнице настроение портить не хотелось, поэтому решили зачислить и первый год выплачивать стипендию ректората...

Только все это случилось не вдруг, подчеркивает ректор вуза Александр Жук: «Конечно, достойная зарплата — вопрос всегда актуальный. Но, если разобраться, учителя школ никогда и не зарабатывали, как бизнесмены. У этой прекрасной профессии определенно другой смысл и другие замечательные преимущества. И мы решили просто о них напомнить...» Кроме рассылки нескольких тысяч приглашений лично каждому медалисту, специальная команда педвуза напряженно работала в соцсетях, разыскивая перспективных абитуриентов и агитируя их связывать свое будущее именно с БГПУ им. М.Танка. Сработало? Еще как, с удовлетворением замечает Александр Иванович, мол, разворачивались буквально с порога других учебных заведений! А еще в педвузе уверены, что сделали свое дело и оригинальные листовки, где называются 10 причин стать учителем. Там и о возможности учиться в вузе со 100–летними традициями у высококвалифицированных преподавателей, и о гарантированном трудоустройстве, и о ежегодном двухмесячном (как ни у кого!) отпуске летом... Лично меня, впрочем, больше всего тронула причина под номером 8: «Причастность к великой миссии — воспитанию будущих поколений». Думаете, просто красивые слова, дескать, те, кто так думал, стали пещерным анахронизмом еще в конце прошлого века?

А вот и нет! Например, в средней школе № 3 Минска работает учительницей химии Валентина Николаевна Барбук. За мастерство и отношение к предмету ее боготворят не только родители, но и сами ученики. И когда семья друзей попросила меня обратиться к ней за услугами репетиторства, она знаете что ответила? «Вы просите меня потратить силы и время, предназначенные моим ученикам, на кого–то другого. То есть рискнуть их интересами и будущим, соблазнившись деньгами? Извините, но никогда...»

Похоже, прав Александр Иванович, это особенная профессия, можно сказать, даже миссия. Просто надо понять, что в тебе это заложено, что в том твое призвание, на фоне которого меркнут любые бытовые неурядицы, — тогда и таких вот Учителей в нашей стране станет больше.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 151 (24781). Вторник, 11 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter