Как стать учителем года?

Учительница классная моя

Стать учителем года, как минимум, престижно. Как максимум, к заслуженной победе традиционно прилагается новенький автомобиль

Стать учителем года, как минимум, престижно. Как максимум, к заслуженной победе традиционно прилагается новенький автомобиль. Чем не повод показать все, на что ты способен? И финалисты конкурса — семеро человек, которые, собственно, уже победили каждый в своей номинации, вчера доказали, что учиться можно весело и интересно. Самого-самого назовут сегодня. О том, какие требования предъявляются к современному педагогу, что можно и нужно сделать, чтобы поддержать учительство, рассказывает председатель жюри конкурса «Учитель года-2014» ректор БГПУ имени М. Танка Александр ЖУК:

— За более чем 20-летнюю историю проведения конкурса многое изменилось, и это не только структура мероприятия. Кроме знания предмета мы хотим видеть в финалисте много других качеств. Это культурно-мировоззренческая, гражданская позиции, умение держаться, поскольку лучший учитель — это лицо системы образования. Ему предстоит представлять ее и в республике, и за рубежом.


учеба.png



— Если в прошлом году в финал выходил всего 21 человек — по три от Минска и каждой области, то в этом число финалистов выросло более чем в два раза. Выбрать лучших было сложно?

— Непросто. Вы видите, что перед нами интересные и подготовленные педагоги, которые прошли отбор на уровне учреждений образования, района и области. Требования к учителю сегодня сильно изменились. Если раньше он был единственным носителем знаний и все, что он произносил, воспринималось как непреложная истина, сегодня в условиях глобализации и информатизации, которые превышают возможности учителя, на первый план выходят личностные качества педагога, его авторитет. Учитель должен быть убедительным и честным со своими учащимися, не бояться высказать сомнения, показать, что он не всезнайка. Сегодня он должен уметь сотрудничать с учениками и быть старшим товарищем. В то же время он должен научить, как работать с современной информацией, показать опасности, которые могут подстерегать в Интернете.

— Традиционно конкурс работает на повышение престижа профессии. Но что, на ваш взгляд, можно и нужно сделать в стране, чтобы профессия учителя стала более популярной?

— Конкурс призван поднять авторитет и самооценку учительства в стране. Если мы будем сами себя уважать и ценить, это будут делать и другие. Сегодня нужно работать со школьниками, искать мотивированных ребят. Это уже мы делаем. Ко Дню учителя в БГПУ планируем открыть скульптурную композицию «Учительница первая моя».

Мы недорабатываем в плане популяризации этой профессии другими методами. Давно не было современных фильмов об учителе. Объявлен конкурс к столетию БГПУ на сочинение об учителе среди старшеклассников. Победители будут награждены, а лучшие работы выйдут отдельным сборником. Объявлен конкурс видеороликов. Нужно широко показывать, как работает учитель, какой у него благородный, но непростой труд.

Кстати, у нас в стране очень много педагогических династий, где в трех-четырех поколениях — педагоги. Много школ, где работают выпускники этих же учреждений. Значит, там атмосфера соответствующая, там поддерживают педагога и уважают. Таким школам мы должны оказывать содействие. Есть интересный опыт на Гомельщине: педагогам, выпускники которых получают педобразование, дают премии.

Всячески помогать учителю должны местные органы власти: и жильем, и льготными кредитами, и льготами на проезд. Кстати, два крупнейших мобильных оператора Беларуси ввели специальный тариф «Учительский». Стоило бы также посодействовать в том, чтобы учителя имели возможность по льготным тарифам посещать театры, музеи, выставки. Это расширит их кругозор. Мы должны показать, и это общемировая практика, что статус учителя определяется не только заработной платой. И найти пути, как вместе — и бизнесу, и местным органам власти, и государству — поддержать учителя. Тогда у нас будет замечательный учитель и устойчивое будущее.

Вера АРТЕАГА
veraart14@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter