Учителей по осени считают

И, как правило, недосчитываются.
И, как правило, недосчитываются. Этот учебный год исключением не стал. Нынче в школы было направлено 8.029 молодых специалистов, 800 из них пока так и не приступили к работе. Больше всего новоиспеченных педагогов - 378 человек - недосчитался Минск, наименьшие кадровые потери на Гомельщине, куда не прибыл по распределению 21 молодой педагог. В общем-то не так уж много, ежели не брать в расчет, что вместо них уроки ведут студенты-старшекурсники и пенсионеры.

Проблема с учителями иностранных языков и физкультуры остается острой уже не первый год. Доходит до того, что даже в лингвистических гимназиях упор порой делают не столько собственно на языки, сколько... на точные науки. Но и эта "палочка-выручалочка", очень даже может случиться, скоро перестанет помогать. В столице дает о себе знать новая тенденция: из школы уходят опытные математики и физики. Совсем нестарые. Что это значит? А то и значит, что прихожу я в свою десятилетку, которую окончила почти 20 лет назад, а там знакомые все лица - педагоги, которые учили мою старшую сестру, потом меня, а теперь, похоже, на очереди мой сынишка... Знакомая директриса вместо комментария лишь руками разводит: "А как быть? Я же не могу закрыть школу, потому что одни уволились, а другие не явились по распределению".

Ну, понятное дело, молодые специалисты кто замуж, кто в декрет, кто в армию. Однако ж не все 800 разом! И ведь что только ни делают, чтобы заставить молодых учителей отработать по распределению! С одной стороны, педагогические учебные заведения стараются распределять их туда, где они готовы трудиться. С другой - судом стращают, деньги, затраченные государством на обучение, истребовать грозятся, через прокуратуру ищут. Ежели находят (а находят нередко в фирмах, которые, по идее, не имеют права нанимать выпускников, не отработавших по распределению) - водворяют беглецов на "предоставленное им государством первое рабочее место". Можно предположить, что, отдав-таки государству долг, из школы они все равно уйдут.

Почему не жаждут молодые педагоги сеять разумное, доброе, вечное? По одной простой причине. С педобразованием можно на рынке торговать, косметику методом прямых продаж распространять... Да много еще чего можно делать без особого напряга и при этом зарабатывать долларов 200 - 300. Тогда как в школе со всеми надбавками и ежедневной нервотрепкой больше 100 тысяч никак не получится. Замечательно, что педагогическое образование на поверку оказывается столь универсальным. Однако ж возникает вопрос: разве пять лет назад, собираясь учиться "на педагога", ребята не знали, что образование - наименее оплачиваемая отрасль? Этого вроде давно уже не скрывают.

А быть может, дело не только в деньгах? Вижу, с какой улыбкой каждое утро встречает своих маленьких учеников первая учительница моего сына - совсем молоденькая девушка, и понимаю: это призвание. Обыкновенное призвание, которое одним в школе найти не удается, а другие его здесь просто не ищут, потому как к окончанию вуза разочаровались в избранной профессии. И не исключено, никогда не очаровывались, и, сложись с самого начала их школьная судьба по-другому, глядишь, появился бы в школе еще один талантливый педагог...

Пример - дочь моих знакомых. Очень современная и энергичная девушка. Получив педобразование, она честно отработала в школе 2 года, параллельно осваивая профессию... парикмахера. Думала, так, для себя, для подружек. Тем более что дети ее обожали, чего не скажешь о коллегах. Молодая "химица", на их умудренный педагогическим опытом взгляд, слишком панибратски вела себя с учениками. И, что самое возмутительное, позволяла им жевать на уроках резинку! На педсовете ей сделали по этому поводу выволочку. Так знаете, что она сказала в свое оправдание? "Вы, видимо, совсем не смотрите телевизор, иначе понимали бы, как детям важно после школьных завтраков восстановить во рту кислотно-щелочной баланс". В общем, когда Татьяна написала заявление по собственному, педколлектив вздохнул с облегчением - теперь никто не будет деморализовывать учебный процесс и оспаривать их авторитет.

А что же Татьяна? Она теперь - звезда престижного салона. Очередь расписана на полмесяца вперед. Жалеет ли, что учительницы из нее не получилось? Вовсе нет. Свое педагогическое мастерство Татьяна повышает на курсах, где преподает основы парикмахерского искусства и макияжа. Кому? Говорит, что основной контингент слушательниц - притомившиеся от безделья домохозяйки и педагоги...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter