Учитель важнее маршала

Об образовании

Воспоминания об ученических буднях у всякого взрослого человека вызывают чувства противоречивые. Невольно сравниваешь собственный опыт с муками и радостями нынешних школьников и понимаешь: ничего не изменилось. Одни до полуночи корпят над задачками повышенной сложности, другие слезно умоляют дать списать домашнее задание, а третьих вообще мало заботит, какие оценки вырисовываются у них в табеле. Так было, есть и будет. С реформой системы образования, с переходом к 11–летнему обучению уже определились. Материал пройденный, казалось бы, остается его только закрепить. На самом же деле вопросов, на которые предстоит найти ответы, еще немало. На заседании коллегии Администрации Президента специалисты обсуждали, по какому пути школе развиваться дальше.


Курс был обозначен еще в прошлом году — акценты расставлены в Декрете «Об отдельных вопросах общего среднего образования». Судя по вступительной кампании и числу медалистов, качество обучения не пострадало, доложил коллегии Администрации министр образования Александр Радьков. Однако от некоторых стрессовых для детской психики моментов не мешало бы уйти. Хоть раз каждый подросток мечтал по примеру Холдена Колфилда из романа «Над пропастью во ржи» вырваться из «крепостных стен» колледжа. С одной стороны, давно проверенная истина: хочешь добиться результата — трудись, засучив рукава. А с другой — ну зачем девчонок и мальчишек превращать в «маленьких чиновников»? Проще простого погасить в ребенке энтузиазм, если заставить его зубрить исторические даты на манер списка телефонных абонентов. Недавно специально созданной комиссией был проведен мониторинг в 196 школах страны. Проинтервьюировали 40 тысяч респондентов: детей, учителей, родителей. Треть опрошенных сетуют на большую учебную нагрузку. Учебники и учебные пособия, изданные в 2008 — 2009 годах, по–прежнему изобилуют сложной информацией и пестрят второстепенными фактами. А у преподавателей претензии к содержанию новых учебных планов и программ, из которых «выпадают» целые темы, а то и разделы. Конечно, быть летописцем от науки — дело непростое и небесконфликтное. Вероятно, поэтому и претендентов на роль составителей учебников и программ зачастую находится не слишком много. А очень нужны компетентные популяризаторы науки, чьи учебники были бы и полезны, и интересны!


Об этом на коллегии говорили и учителя, и ректор университета, и приглашенные политики, и эксперты. В процесс написания учебников должны привлекаться и педагоги, а лучше всего — лауреаты конкурса «Учитель года». И небескорыстно! «Не надо жалеть средств на поощрение авторских коллективов, ведь от качества учебников напрямую зависит качество образования, а это — будущее нашего государства», — заметил Глава Администрации Президента Владимир Макей.


Кроме нагрузки умственной, предлагается пересмотреть и отношение к физической. Сдача нормативов давно превратилась в головную боль как для детей, так и для учителей, вынужденных порой «рисовать» отметки в журнале тем, кто не уложился в «метры» и «секунды». Нарекания по–прежнему вызывает школьная организация субботы. Полноценным днем отдыха и здоровья назвать ее пока не получается. Однако и проводимые по субботам факультативы альтернативы профильному изучению предметов тоже не представляют. И хуже всего то, что вырисовывается тенденция: образование у нас как–то незаметно становится платным «на добровольных началах». У соседа–семиклассника — репетитор по физике и математике, знакомая студентка штудирует английский и белорусский с второклассницей. В школах платные факультативы, в университетах есть факультеты, где бюджетное отделение не предусмотрено в принципе. Кое-где деньги платят за «факультативы». На заседании коллегии специалистам Министерства образования и представителям госорганов было поручено разобраться с этой проблемой, как и с целым рядом других. Коллегия вернется к теме — ведь речь идет о будущем страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter