История одной фотографии художника Василия Сумарева
14.07.2017 23:15:57
Недавно он весело рассказал о первых послевоенных годах, даже шрам на руке показал, полученный в детстве. Захотели минские пацаны в сад залезть. Оно и понятно — время голодное. Схватился Васька Сумарев за колючую проволоку, не зная, что через нее злой сосед пустил ток. Подростка трясло нещадно. Друзья пытались его оторвать, оттащить, но и их било током...
Как он остался жив — загадка? Но наверняка так было надо!
Василий Сумарев стал художником. Хорошим, настоящим, написал несколько великолепных работ, без которых уже и не представить белорусское искусство двадцатого века.
Я люблю его программный холст «Мой дом», считаю его современной иконой, перед которой хочется снять шапку и стоять молча, думая о самом главном и важном в своей жизни: о родителях, друзьях, жене и детях, о том, что жизнь прекрасна, хотя и коротка. Впрочем, тут каждый зритель думает о своем. Кто–то улыбается, кто–то грустит. Художник смог ухватить и передать то, что задевает каждого. Смотришь, вроде бы ничего особенного на холсте и нет. Двухэтажный деревянный дом у железной дороги и его жители, занятые неспешным бытом.
Но греет, трогает, останавливает... Мне иногда приходит мысль о птицах, летящих над землей, возвращающихся к своим гнездам. Возможно, художнику удалось изобразить рай. Удивительно, как там все просто, бесхитростно и надежно.
Можно вспомнить и монументальные пейзажи Новогрудка, и натюрморты с цветами, и ранние городские пейзажи.
Поздний Сумарев спокойный и сдержанный, даже грустный. Осенний какой–то. Вот мужчина в пейзаже ведет белую лошадь. Картина как воспоминание, как протяжная песня... А вот сухой тростник в снегу и река, еще не успевшая уснуть подо льдом...
Но, кроме всего прочего, он воспитал много молодых художников. И они, что для меня очень важно, всегда, перечисляя фамилии учителей, загибая пальцы, называют его первым. Неудивительно, двадцать лет Василий Федорович руководил студией Дворца текстильщиков. Сотни детей и подростков приходили к нему и рисовали. Десятки стали известными художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами. А тех, кто выбрал другой путь, студия сделала иными, чуть лучше, человечнее, умнее и тоньше. Некоторые из его учеников, признавались, что считают именно те годы самыми важными в своей жизни и — лучшими.
На этом снимке, сделанном лет двадцать назад, фотограф Евгений Коктыш запечатлел художника в городе, рядом с улицей Сурганова, когда тот, нагруженный, похожий на путешественника, собрался отправиться на этюды со своим другом детства Кимом Шестовским.
Фото Евгения КОКТЫША