Учитель моих друзей

История одной фотографии художника Василия Сумарева

Художник Василий Сумарев был близким другом моего учителя — Кима Шестовского, а также наставником очень многих моих друзей.


Недавно он весело рассказал о первых послевоенных годах, даже шрам на руке показал, полученный в детстве. Захотели минские пацаны в сад залезть. Оно и понятно — время голодное. Схватился Васька Сумарев за колючую проволоку, не зная, что через нее злой сосед пустил ток. Подростка трясло нещадно. Друзья пытались его оторвать, оттащить, но и их било током...

Как он остался жив — загадка? Но наверняка так было надо!

Василий Сумарев стал художником. Хорошим, настоящим, написал несколько великолепных работ, без которых уже и не представить белорусское искусство двадцатого века.

Я люблю его программный холст «Мой дом», считаю его современной иконой, перед которой хочется снять шапку и стоять молча, думая о самом главном и важном в своей жизни: о родителях, друзьях, жене и детях, о том, что жизнь прекрасна, хотя и коротка. Впрочем, тут каждый зритель думает о своем. Кто–то улыбается, кто–то грустит. Художник смог ухватить и передать то, что задевает каждого. Смотришь, вроде бы ничего особенного на холсте и нет. Двухэтажный деревянный дом у железной дороги и его жители, занятые неспешным бытом.

Но греет, трогает, останавливает... Мне иногда приходит мысль о птицах, летящих над землей, возвращающихся к своим гнездам. Возможно, художнику удалось изобразить рай. Удивительно, как там все просто, бесхитростно и надежно.

Можно вспомнить и монументальные пейзажи Новогрудка, и натюрморты с цветами, и ранние городские пейзажи.

Поздний Сумарев спокойный и сдержанный, даже грустный. Осенний какой–то. Вот мужчина в пейзаже ведет белую лошадь. Картина как воспоминание, как протяжная песня... А вот сухой тростник в снегу и река, еще не успевшая уснуть подо льдом...

Но, кроме всего прочего, он воспитал много молодых художников. И они, что для меня очень важно, всегда, перечисляя фамилии учителей, загибая пальцы, называют его первым. Неудивительно, двадцать лет Василий Федорович руководил студией Дворца текстильщиков. Сотни детей и подростков приходили к нему и рисовали. Десятки стали известными художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами. А тех, кто выбрал другой путь, студия сделала иными, чуть лучше, человечнее, умнее и тоньше. Некоторые из его учеников, признавались, что считают именно те годы самыми важными в своей жизни и — лучшими.

На этом снимке, сделанном лет двадцать назад, фотограф Евгений Коктыш запечатлел художника в городе, рядом с улицей Сурганова, когда тот, нагруженный, похожий на путешественника, собрался отправиться на этюды со своим другом детства Кимом Шестовским.

ladzimir@tut.by

Фото Евгения КОКТЫША

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости