Учитель, к доске!

Почему молодые учителя не спешат работать по распределению?

Лето перевалило за экватор. Пора готовиться к предстоящему учебному году. И пока родители суетятся по списку из ручек, линеек, альбомов и тетрадей, в школах и детских садах ждут молодых педагогов. Например, в Гродненской области требуются более 700 учителей и воспитателей. Однако статистика свидетельствует: из года в год от 100 и более выпускников бюджетной формы обучения только в этом регионе не приступают к работе по распределению в сфере образования. Практически у всех — уважительные причины. Попробуем детально разобраться, почему почти 15 процентов педагогов, обязанных начать трудовую биографию на первом рабочем месте, до него не доезжают.

Фото Владимира Козырева.

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы — главная кузница кадров для образовательной сферы Гродненщины. Половина выпускников здесь заканчивают обучение с педагогическими дипломами. Проректор по учебной работе вуза Геннадий Гачко уверяет: работа университета не заканчивается с выдачей диплома. Далее предусмотрено сопровождение молодого специалиста в течение двух, а для целевиков — пяти лет отработки по распределению:

— В минувшем учебном году в нашем университете подлежали распределению 513 выпускников с педагогическими специальностями. Если кто–то не приступает к работе, следует строгое предписание: в течение 3 месяцев вернуть затраченные на обучение средства. В нашем случае — это около 10 тысяч рублей на человека. В прошлом году двое молодых специалистов так и поступили — вернули деньги. Но бывает, что дело доходит до суда.

Среди основных причин неявки на первое рабочее место — поступление в магистратуру. В прошлом году около полусотни гродненских молодых педагогов решили воспользоваться правом продолжить обучение, а из 49 педагогов, окончивших магистратуру, к работе в системе образования приступил 41.

Фото Ярослава Ванюкевича.

Многие стремятся на более высокую ступень обучения в надежде, что в будущем как магистранты они получат первоочередное право выбора рабочего места. Сегодня до школы в глубинке не доедут они, завтра — новая партия амбициозных выпускников. Хотя самосовершенствоваться можно и заочно, одновременно получая практические навыки. Тем более что два года отработки — это хорошее испытание профессией для тех, кто нацелен на пятый год стационарного обучения в университете.

Второй по популярности причиной является перераспределение. Этот путь выбрали 39 выпускников разных вузов, которые должны были приехать работать на Гродненщину. Им удалось закрепиться в больших городах и райцентрах, пусть даже на работу не по специальности.

Стоит признать: сегодня заполнять вакансии в образовании удается благодаря пенсионерам. В 2016 году на Гродненщине работали около 11,5 процента педагогических работников, достигших пенсионного возраста.


Особенно непросто складывается ситуация в Островецком районе, где уже третий год подряд строятся новые объекты образования, появляются педагогические вакансии. Практически ежегодно район заполняет заявку на 70 и более воспитателей и учителей. Но, несмотря на перспективу его развития, не всем молодым специалистам здесь уютно. Цены на съемные квартиры в Островце выросли почти до столичных высот. Месяц в однокомнатной квартире обойдется в 300 рублей. Правда, заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Островецкого райисполкома Алеся Кошко просит не драматизировать ситуацию:

— В прошлом году нам удалось получить 14 квартир для наших педагогов. Размещаем сотрудников в деревнях, где найти жилье проще и дешевле. По колдоговору выплачиваем 5 базовых величин за съемное жилье. Есть различные премии, надбавки. Стараемся распределять в район тех, кто здесь родился и имеет возможность вернуться в родительский дом.

Переобучение, переход на более высокую ступень образования сегодня считаются уважительными причинами, чтобы не приступать к работе по университетскому распределению. И все же, давая выпускникам законные поводы не появляться на первом рабочем месте, стоит вспомнить, какую цену платит государство за то, чтобы образование получало новые кадры. По упрощенным подсчетам, 100 не доехавших до места работы бюджетников — это потерянный государством один миллион рублей. Каждая уважительная причина — это минус один педагог, которому бюджет, а значит, мы с вами профинансировали обучение в вузе.

КОМПЕТЕНТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Александр Сонгин, начальник управления образования Гродненского облисполкома:

— Процент удовлетворения потребности в кадрах в сфере образования Гродненской области в 2016 году составил 89,1 процента, в 2015 году — 85,9.

Причины, по которым молодые специалисты не приступили к работе по распределению в сфере образования, в основном уважительные. Более половины — это учащиеся, которые после окончания педколледжей поступили на дневную бюджетную форму для получения первого высшего образования, и выпускники, которые поступили в магистратуру. Осуждать не могу. Считаю, что молодой специалист, выпускник учреждения среднего специального или высшего образования, имеет право воспользоваться возможностью получения более высокой ступени образования в соответствии с законодательством.

Если говорить о неприбытии молодых специалистов на первое рабочее место без уважительных причин, то в 2016 году только 6 человек не явились по месту распределения — 6 процентов.

В целом процент закрепляемости молодых специалистов в сфере образования Гродненской области в 2016 году составил 73 процента. Цифра высокая. Для сравнения: областной показатель закрепляемости по всем сферам 65,5 процента.

Каким образом заполняются вакансии в учреждениях образования? Безусловно, не обходимся без привлечения пенсионеров. Большая их часть работает по срочным трудовым договорам на время отсутствия основных работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Часть имеет неполную учебную нагрузку на учебный год.

czcz@onet.eu

Версия для печати
А ведь и не ваша уже больше повариха ((((( насчет вашего «верхнего» образования
Написано вот тут: «Среди основных причин неявки на первое рабочее место — поступление в магистратуру…»   Так вот в моей любимой книге Библии образование одобряется и поощряется. Но в меру. Если человек зацыклен на этом, теряя с виду более важные вещи, то это уже не очень хорошо….
Андрей, 22, Гродно
А что на счет армии? Когда молодых специалистов забирают просиживать бюджетные деньги(в армию), а потом жалуются что кадров не хватает.
Алина, 23, г. Слуцк
Здравствуйте! Хотела бы поделиться своей историей. Я выпускница этого года одного из столичных вузов по специальности преподаватель английского языка! Распределение я получила в Лепельский район Витебской области, т. к. университет учёл мои обстоятельства (муж проходит там воинскую службу по распределению). Отдел образования был извещён о моём желании поработать там ещё в начале марта мною лично. Перед распределением существует такая процедура, когда выпускников информируют о заявках из министерства о наличии мест. Лепельский район тоже значился в этом списке в графе английский язык. Получив диплом и направление на работу, я решила не тянуть время и сразу поехала в Лепель, где в тот же день мне дали  ОТКАЗ, объясняя это тем, что в районе идёт оптимизация, т.е. закрываются школы и им своих местных учителей некуда трудоустраивать. В итоге, чтобы получить работу рядом с мужем ПО ЗАКОНУ, мне дали свободный диплом, который отнимает статус молодого специалиста. Вот теперь молодая семья вынуждена жить на разрыв, муж в Витебской области, а я поступила учиться в магистратуру, чтобы не терять зря год и квалификацию. Поэтому не нужно обижаться на выпускников, бывают разные ситуации, почему человек не может работать там, куда направили. Одного желания работать по специальности и направления на работу бывает не достаточно!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?