Учитель должен учить, а не заниматься бумаготворчеством

Традиционное республиканское совещание педагогического актива в этом году прошло с участием Президента. Александр Лукашенко прибыл в понедельник во Дворец Республики, чтобы обсудить с учителями актуальные проблемы в сфере образования и поздравить педагогов с новым годом. Разумеется, учебным.

Традиционное республиканское совещание педагогического актива в этом году прошло с участием Президента. Александр Лукашенко прибыл в понедельник во Дворец Республики, чтобы обсудить с учителями актуальные проблемы в сфере образования и поздравить педагогов с новым годом. Разумеется, учебным.


Августовский педсовет собрал более двух тысяч учителей и воспитателей, директоров школ и ректоров вузов со всех уголков страны. фотоВсего же на свой традиционный августовский педсовет собрались около 2600 воспитателей, учителей и преподавателей со всей страны, чтобы обменяться опытом, решить важные вопросы, которые стоят сегодня перед школой, поделиться интересными находками в обучении и воспитании.

 

О реформах


Никаких революционных для школы решений на совещании принято не было. «Лимит реформ в сфере образования исчерпан, – заявил Александр Лукашенко, выступая перед участниками форума. – Никаких резких потрясений и ломок больше не будет». По словам Главы государства, главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогами – повышение качества образования, обновление его содержания на основе современных научных знаний, повышение эффективности работы учебных заведений и каждого педагога.

 

О планшетах


В своем выступлении Президент высказался и о проводимых в школе экспериментах на примере внедрения в учебный процесс планшетов и нетбуков:


– Предупреждаю, это не должен быть эксперимент с заранее запрограммированным результатом. Это не должно быть подстраивание под моду: каждому нетбук, каждому компьютер под мышку – иди, учись. Это стоит денег.


Александр Лукашенко предостерег от любых проявлений коррупции в этом вопросе: «И смотрите, чтобы мы не влипли в какую-нибудь коррупцию, договорившись с каким-то одним производителем по поводу этих компьютеров. Если уж мы идем на это, то это должно быть честно, открыто, и это должно быть лучшим по качеству в наших школах».

 

О выпускниках-платниках


Министерство образования предложило, чтобы выпускники-платники при распределении получали статус молодого специалиста. Как известно, выпускникам вузов и ссузов, имеющим статус молодого специалиста, гарантируется предоставление первого рабочего места, выделяются льготные кредиты на строительство жилья.

 

О статусе педагога


Центральной темой форума стало обсуждение вопроса, как повысить статус педагога. Президент обратил внимание на то, что престиж профессии учителя катастрофически упал: «Когда-то в эту сферу шли лучшие из лучших. Не просто было оказаться достойным высокого призвания Наставника». Сегодня же, по словам Александра Лукашенко, студенческий контингент педвузов формируется по остаточному принципу, туда идут те, кого больше никуда не взяли. Однако и в этой ситуации абитуриентов порой просто не хватает: по итогам вступительной кампании 2011 года остались не заполненными десятки мест на педагогические специальности.


Что касается финансовой стороны, то Президент пообещал поддержать педагогов, но с условием, что часть пути к своему материальному благополучию они пройдут сами за счет увеличения эффективности труда.


О престиже рабочих профессий


Профтехучилища из года в год испытывают трудности с набором учащихся, особенно в сфере машиностроения, сельского хозяйства и легкой промышленности. В этой связи Александр Лукашенко считает необходимым поднять престиж рабочих специальностей. Но для этого придется не только поменять психологию выпускников и родителей, вести активную профориентационную работу. Президент считает, что в каждом регионе и каждой отрасли нужно проанализировать, сколько и каких рабочих нужно, сократить сроки получения профессионально-технического образования для менее сложных специальностей, а также увеличить удельный вес часов производственного обучения. Кроме того, в учебном процессе нужно активнее использовать материальную базу предприятий-заказчиков, повсеместно создать ресурсные центры с самой современной техникой на базе лучших лицеев и колледжей.

 

О нагрузке на учителей


Затронули на совещании и вопрос нагрузки на учителей. Александр Лукашенко предложил уменьшить поток документов, которые приходится оформлять учителям и преподавателям. Президент считает необходимым разработать единый межведомственный реестр документооборота и перевести его в электронную форму. А вот заставлять педагога постоянно писать планы (особенно если он работает не один год и способен на хорошем уровне провести урок) не стоит. «Если преподаватель подготовленный и ему достаточно четыре строчки в плане урока – не мешайте, не должно быть ничего лишнего! В противном случае это превращается в бумаготворчество и формализм. Такие сигналы из школ до сих пор поступают. И это странно, что в нашей школе продолжается такой жим на учителей», – отметил Президент.


О налогах


Среди вопросов по совершенствованию образовательного процесса и укреплению материально-технической базы учебных заведений, которые прозвучали на заседании из уст министра образования Сергея Маскевича, было предложение освободить от уплаты налога на прибыль все учреждения образования по примеру вузов. Президент поддержал идею и дал поручение правительству все просчитать и разработать необходимые документы.

 


Наталья УРЯДОВА, «ЗН», фото Дмитрия Елисеева

 


Мнения

 

Виталий ЛЕВКО, директор учебно-педагогического комплекса «Лавриновичская детский сад – средняя школа» Барановичского района:


– Важным, на мой взгляд, стало обсуждение на педагогическом совещании вопроса по освобождению учреждений образования от уплаты налога на прибыль. Наше учебное заведение зарабатывает деньги за счет платного кружка, оказания услуг по ксерокопированию, набора текстов, еще мы помогаем в уборке овощей сельскохозяйственным организациям. Сумма налогов получается небольшая, но у нас бы появилась возможность потратить ее на укрепление материально-технической базы учебного заведения.

 

Иван ЯКИМЕНКО, учитель математики и информатики Лошницкой районной гимназии Борисовского района, победитель конкурса профессионального мастерства «Учитель года Минской области-2011»:


– Очень приятно, что на таком высоком уровне заговорили о повышении статуса учителя. Я не согласен с теми, кто утверждает, что повышать престиж профессии можно только за счет материальных благ. Один из способов это сделать – проводить конкурс профессионального мастерства. Однако прежде всего сам учитель должен осознать, что он – не просто работник, который пришел в класс, отстоял положенное время у доски и ушел. Учитель должен заслужить авторитет и стать тем человеком, которого будут уважать и ученики, и их родители.

 

Тамара АЛПЕЕВА, ректор Международного гуманитарно-экономического института:


– На форуме были озвучены две важнейшие проблемы: повышение качества образования и работа по воспитанию молодежи. Сегодня нужны не только образованные люди, высококлассные специалисты, но и люди нравственные, духовно богатые. Педагогический коллектив нашего вуза уже на протяжении почти десяти лет работает в направлении духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. За это время мы подготовили две книги из серии «Гуманистическая парадигма воспитательной работы». А недавно была разработана концепция воспитывающего обучения, суть которой заключается в том, что процесс обучения рассматривается в неразрывной связи с образовательным процессом.


Владимир ЗДАНОВИЧ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу:


– Очень хорошо, что Президент обратил внимание и дал конкретные поручения по сокращению дополнительных обязанностей учителя. Мужчины не идут в школу, потому что привыкли к конкретике: если есть задание и оно выполнено, значит, получил зарплату. Если выполнил не только хорошо, но и досрочно – получишь премию. Этого, к сожалению, в школе нет. Слишком размытые обязанности и их бесконечное количество отталкивают людей от выбора профессии учителя, потому что зарплату, которую получает педагог, можно заработать с меньшими физическими и моральными издержками.

 


Ирина КЛЕВЕЦ, учитель биологии гимназии г. Сморгони, председатель республиканского клуба «Хрустальный журавль»:


– Важно, что на форуме обсуждались вопросы, которые позволят поднять престиж учительской профессии: повышение зарплаты педагогам, осознание учителем роли в обществе, изменение отношения к педагогу со стороны общества и государства. На совещании говорилось о совершенствовании подготовки педагогических кадров. Сложно переоценить роль методических служб в этом деле, но заработная плата методиста не соответствует объему работы. Помощь в совершенствовании подготовки педагогических кадров оказывают учителя, которые проводят методическую работу, передают накопленный опыт. Введение квалификационной категории «учитель-методист» с надбавкой к заработной плате позволило бы активнее внедрять современные технологии в практику и способствовало бы совершенствованию подготовки кадров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter