Учите меня семеро

Дополнительный набор в вузы для многих абитуриентов стал тем счастливым билетом в последний вагон
Дополнительный набор в вузы для многих абитуриентов стал тем счастливым билетом в последний вагон, который позволил не остаться на пустом перроне вступительной кампании. Но, боюсь, в биографии нескольких почтенных университетов это была не самая красивая страница. 

4 поступление.jpg


Учителей русского языка и литературы у меня в школе было несколько. Одна преподавательница два года методично вдалбливала в голову правила грамматики, синтаксиса и пунктуации. Вторая еще два года делала вид, что вдалбливает. Но перед ними обеими была другая. Она не только делилась знаниями. Она читала на уроках сказки, устраивала викторины, писала длинные послания после каждого сочинения и письма всему классу, ставила с нами спектакли по Гоголю. 

Альтернативные методы преподавания, скажут где-нибудь на педагогическом факультете. А я отвечу: что-то большее, чем просто методы. Природный талант педагога, помноженный на блестящее образование. И если без первого вдолбить в голову правила еще получится, то без второго — пиши пропало. 


И так не только в педагогике. Сельское хозяйство, мелиорация, строительство, машиностроение, физика, математика — везде нужны знания. Зачастую и те, что были накоплены задолго до осознанного выбора будущей профессии. Непонятно лишь, как соотносится с этим пониженное в нынешнем году до уровня плинтуса количество обязательных баллов на ЦТ. 
А ведь перечисленные выше специальности я упомянул не просто так: из-за недобора на бюджетные места именно на них университеты Брестчины организовали дополнительный набор. При этом участвовать в конкурсе позволили с поистине смешными баллами: не менее пяти по языкам, десяти — по физике или математике и пятнадцати — по истории Беларуси. На специальность «техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства» в Барановичском государственном университете и вовсе брали с тремя баллами по тестам. 

Репетиторы говорят: три, пять и даже десять баллов на ЦТ — это от одного до пяти правильных ответов. При подготовке к экзамену не набрать их невозможно. А без подготовки такой результат — по сути, дело случая. Вот только непонятно мне, почему выбор профессии все чаще становится случайностью. Почему незнамо как затесавшийся в ряды педагогов горе-учитель должен учить тому, чего не знает сам? Почему в машиностроении должен работать тот, кто с горем пополам сдал физику и математику? Почему к строительству приобщают тех, кто на ЦТ тычет пальцем в небо, если в этой профессии, как нигде, важна точность? 

Казалось бы, объяснить случившееся можно просто. Мол, хотят подзаработать вузы на платниках, вот и тянут за уши всех кого не лень. А абитуриент не отстает: вот он я, учите меня семеро! Но не тут-то было: недобрали университеты студентов на бюджет. А если места запланированы, их нужно закрыть. 

Только вот кому станет лучше от такой учебы? Уверен, что ни университету, ни студентам. Программа высшей школы для неподготовленного вчерашнего школьника, скажем прямо, сложновата. И вуз обрекает себя тянуть нерадивого студента до самого пятого курса. А на выходе получается что? Горе-специалист, не только не знающий профессию, но и совсем ее не любящий. Потому что ни знать, ни любить не хочет. Потому что думал: поймал за хвост птицу счастья, а там авось как-нибудь устроится. 

Но самое главное, что не будет лучше тем, кому у этих специалистов предстоит учиться, кому с ними предстоит работать. Я запомнил всех своих учителей русского языка и литературы. Но до сих пор общаюсь и с теплом вспоминаю только об одной. Той, что не только учила, но и читала сказки и писала письма. 

Профессию лучше выбирать сердцем. Даже если в этом году проходишь на строительство всего с тремя баллами. 

Артем КИРЬЯНОВ
artem.kirjanov@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter