Учись знать

В некоторых странах сейчас всерьез задумались, как в непростое время помочь студентам...

Образование — из тех ценностей, которые не подвластны времени. Что бы ни происходило за окном, какие бы невзгоды ни волновали мировой эфир, в студенческой библиотеке все равно должен гореть свет, а в аудиториях бурлить жаркие споры и дискуссии. И дело даже не в дипломе как «корочке», дающей путевку в жизнь. Главная задача — обеспечить непрерывность образовательного процесса, который не терпит пауз и остановок.


В некоторых странах сейчас всерьез задумались, как в непростое время помочь студентам. В России, к примеру, активно обсуждают меры по поддержке высшей школы. Речь идет о целом комплексе антикризисных мероприятий. Тем, кто учится за счет государства, понятно, проще. У «платников» — иная ситуация. Именно им помощь нужна в первую очередь.


По информации Министерства образования, в белорусских вузах (государственной и частной форм собственности) на платной основе сейчас обучается 271.971 студент. Намеренно не округляем этот статистический показатель. Потому что за каждой цифрой — молодой человек со своими планами, мечтами, проблемами.


Федеральное агентство по образованию РФ и профильный комитет Госдумы объявили о разработке новых антикризисных мер в помощь высшей школе, пишет «Общая газета.Ru». Наряду с возможностью перевода с коммерческого отделения на бюджетное, о которой говорил Президент России Дмитрий Медведев, студентам могут существенно понизить плату за обучение, разрешить отсрочку по выплатам и предоставить льготы по кредитованию.


В условиях кризиса чиновники и парламентарии рассчитывают сохранить контингент студентов–«платников» — их сегодня в России больше двух миллионов. В начале февраля одну из антикризисных задач сформулировал Дмитрий Медведев: вузам рекомендован массовый перевод студентов коммерческих отделений на бюджетные при условии, что учащиеся демонстрируют успехи.


На днях список студенческих льгот был существенно расширен. Так, глава Рособразования сообщил о ведомственной рекомендации вузам снизить цену на обучение (сегодня в элитных вузах она достигает 10 тыс. долларов в год). Цена на обучение должна будет фиксироваться в рублях, с тем чтобы в течение года студенты не оказывались жертвами плавающего курса. Вносить же плату за обучение студенты коммерческих отделений смогут с отсрочкой. Цены за обучение, признаются ректоры ведущих вузов России, в последние годы были действительно раздутыми: их повышали в основном для отсева абитуриентов на наиболее популярные факультеты — экономики и юриспруденции. Глава профильного комитета российской Госдумы Григорий Балыхин уточнил, что вузы смогут по–прежнему устанавливать тарифы самостоятельно, однако отныне они должны быть привязаны к стоимости обучения студента на бюджетном месте.


Другой блок мер направлен на сохранение проектов студенческого кредитования. Госдума планирует расширить перечень мер по спасению образовательного кредитования новыми льготами — отменой поручительства при получении кредита и отсрочкой по его выплате до десяти лет. Кроме того, студенты получат компенсацию и при погашении процентов по кредиту: государство предположительно возьмет на себя оплату до 70% процентной ставки.


В качестве дополнительных мер правительству будет предложено установить минимальные государственные гарантии выпускникам вузов по трудоустройству: речь идет о квотировании рабочих мест для выпускников профильных вузов в течение года после окончания учебы. А период получения профессионального образования (как в вузах, так и в техникумах) предложено включить в рабочий стаж выпускника. И наконец, опасаясь ухудшения здоровья школьников в период кризиса, парламентарии предлагают потратить 19 млрд. руб. (из бюджетов разных уровней) на улучшение рациона, включив туда молоко и соки.


Многие вузы уже пошли навстречу студентам. Так, почти повсеместно исключения студентов за неуплату были заменены отсрочками платежей. Наиболее распространенным стало предложение вносить в начале года лишь половину суммы, остальную часть учащиеся могут внести и по окончании семестра. В ряде столичных вузов решили принимать от студентов помесячную плату. Московский гуманитарный институт имени Дашковой творчески осмыслил предложение снизить плату за обучение: так, студенты, сдавшие экзамены на «отлично», будут номинироваться на Дашковскую стипендию, которая станет 20–процентной скидкой на обучение в следующем семестре.

 

Фото ИТАР-ТАСС.

А как у нас?


Как нынче живется «платникам»? Есть ли трудности с оплатой обучения? С этими вопросами мы обратились в ректораты наших вузов.


Валерий Сергеев, первый проректор Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (Горки):


— Сейчас у нас учатся 7 тысяч студентов–«платников». И пока еще никто не отказался продолжить обучение из–за финансовых проблем. Наоборот, стали переводиться иностранцы из других вузов: Белгосуниверситета, Белорусского государственного экономического университета и т.д. Почему? Стоимость обучения гораздо ниже, чем в столице: 900 долларов против 1.500. Вот и на днях зачислили китайского студента на специальность «Мировая экономика» на второй курс. А вот российские и белорусские студенты менять вузы не торопятся.


Стоимость оплаты за обучение мы не пересчитывали. Она и так невысока. Все рассчитано по методике, утвержденной Министерством образования. Со студентами заключаем договор, по которому плата за один семестр вносится до 1 октября, а за второй — до 1 марта.


Людмила Хухлындина, начальник главного управления учебной и научно–методической работы Белгосуниверситета:


— Тот, кто не может оплатить обучение, имеет право написать заявление о предоставлении академического отпуска — такую возможность можно использовать один раз за весь срок учебы.


В этом году мы несколько увеличим прием на бюджет, так как открываем новые направления и специальности по подготовке специалистов для атомной промышленности. Что касается перевода с платной на бюджетную форму, то такое право имеют студенты, у которых средний балл по итогам двух последних сессий не ниже, чем 8,75. Учитываются и участие студента в общественной жизни, успехи в науке.


Александр Жолобов, первый проректор Белорусско–Российского университета  (Могилев):


— Пока никто из «платников» не жаловался, что обучение ему стало не по карману. Но, конечно, если такая ситуация возникнет, пойдем ребятам навстречу: разрешим платить поквартально, а в самых исключительных случаях — помесячно.


От курса доллара стоимость обучения не зависит. Смета составляется на год вперед в белорусских рублях, сумма может быть повышена или снижена только в связи с изменением заработной платы. В ноябре зарплата увеличилась на несколько процентов — и мы сделали небольшой перерасчет. Сейчас студенты платят 2 миллиона 640 тысяч за год обучения.


Сергей Денисов, первый проректор Белорусского государственного медицинского университета:


— С начала года стоимость обучения у нас не менялась. Мы вообще никогда не стремились «взять» больше. Законодательством при расчете стоимости обучения допускается включение в показатель 30% рентабельности. Но мы такие цифры не «вбивали», допускали, что у ребят могут возникнуть проблемы.


Платежи в университете должны были пройти до 15 февраля и, как мне доложили, практически все состоялись. Как будет дальше, посмотрим. Конечно, если обратится студент и скажет, что нет средств на оплату, пойдем навстречу. Рука не поднимется исключить человека, который проучился два–три года. Возможно, предоставим какую–либо отсрочку. Но говорить о трудностях нужно не после того, как пройдет срок выплат и начнет насчитываться пеня, а заранее. Уверен, компромисс найти можно всегда.


Есть и оборотная сторона медали. Скоро в вуз придут первокурсники. Перед зачислением мы их обязательно соберем и скажем: оцените свои силы, посчитайте деньги. Ведь как бывает: подписал договор, зная, что средств не хватит. Потом не платит. А ведь занял чье–то место...


Существует и еще один вариант. Буквально на днях получил письмо из Дубровенского райисполкома. У местных властей есть свободные средства, они готовы оплатить учебу, но с условием: ребята должны заключить договор, по которому проработают в медицинских учреждениях района в течение 5 лет. Сейчас это довольно распространенная практика. И студенты соглашаются. Поэтому еще раз повторюсь: безвыходных ситуаций не бывает.


Вячеслав Степанцов, проректор по учебной работе Белорусского государственного аграрного технического университета:


— Сейчас на заочном отделении у нас учатся более 7.000 «платников». На дневном — примерно 1.500. С 1 января плату за обучение не поднимали. Этот процесс произошел у нас чуть раньше, в ноябре — декабре 2008–го. Увеличение незначительное, на 10 — 15 процентов. На сегодняшний день средние расценки таковы: 2 миллиона 500 тысяч на дневной форме и 1 миллион 500 тысяч на заочной.


Некоторые студенты– «платники» уже приходили с просьбой дать им академический отпуск. Это их право. Понимаем, что ситуация может быть сложной. Скажем, кто–то взял кредит и сейчас не может оплатить. Но подобных случаев пока единицы. Не думаю, что это выльется в какую–либо тенденцию.


Спрашиваете, почему бы активнее не переводить ребят на «бюджет»? Но ведь это тонкое дело, которое не терпит самодеятельности. Все нюансы давно прописаны в различных документах. Важны не только оценки в зачетке, но и наличие свободных мест. К примеру, на факультете предпринимательства и управления, где учатся экономисты и менеджеры, успеваемость очень высокая. И рады бы некоторых «платников» на «бюджет» перевести, да вакансий нет. Поэтому — очередь. На других же факультетах ситуация диаметрально противоположная: вакансии есть, а переводить некого.

 

Николай КОЗЛОВИЧ, Наталья ПИСАРЕВА, «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter