Учись, студент!

Итоги зимней Универсиады

Итоги зимней Универсиады


Двадцать четвертая зимняя Универсиада завершилась в китайском Харбине. Белорусы выступали в шести видах спорта: биатлоне, лыжных гонках, фристайле, фигурном катании и шорт–треке. На прошлой Универсиаде в 2006 году мы завоевали 14 медалей и заняли четвертое место в командном зачете, потому и в этом году надеялись на высокие результаты. Но на этот раз в медальном зачете мы оказались на девятнадцатом месте, разделив его с командой Норвегии. Всего в студенческих играх принимали участие спортсмены из 44 стран.


Универсиада завершилась, оставив множество вопросов. Причем касаются они не только белорусской команды, но и выступления (неожиданно сильного) хозяев–китайцев, да и некоторых организационных моментов. Есть и такой вопрос: даст ли Харбин белорусам второй шанс? Ведь город намерен подать заявку на проведение зимних Олимпийских игр в 2018 или 2022 году. Так что поразмышлять есть о чем.


Актив с пассивом


В активе белорусов — единственная медаль, серебряная, которую в командных соревнованиях по фристайлу получили Тимофей Сливец, Денис Осипов и Мария Щербина. Ребята выступили действительно хорошо, но есть в этой медали некоторая натянутость: выступали всего три команды, так что призовое место было гарантировано. Завоевать «золото» было практически нереально: китайцы выставили национальную сборную (не хватало только олимпийского чемпиона Хань Сяопена), которая к тому же несколько недель тренировалась на трамплине в Ябули. Да и наша Мария Щербина, неудачно приземлившись за два дня до командного выступления, психологически была не готова делать сложные прыжки. А противостояла ей чемпионка мира Ли Нина. К тому же судьи поставили явно заниженную оценку Тимофею Сливцу — видимо, страховались: китайцам нужно было только «золото». Зато россиян, которых возглавлял бронзовый призер Олимпиады–2006 Владимир Лебедев (оттеснивший тогда нашего Алексея Гришина на 4–е место), наши летающие лыжники разделали буквально под орех.


Василий Воробьев, тренер Тимофея Сливца, улетевший вместе со своим подопечным из Харбина на чемпионат мира в Японию, доволен: и на трамплине хорошем потренировались, и к часовому поясу приспособились.


Часовой пояс — фактор немаловажный. На тяжелую акклиматизацию жаловались и лыжники, и биатлонисты. Под акклиматизацией я имею в виду не только собственно погоду, но и разницу во времени — шесть часов между Минском и Харбином. Наша команда прилетела буквально за два дня до первых стартов. После первой лыжной гонки 20 февраля Мария Старовойтова (лучший результат — 9–е место в эстафете смешанным стилем) говорила: «Тяжело. В Минске сейчас 4 часа утра, а мы уже гонку закончили». На то, что «глаза не открываются», в первые дни жаловались буквально все спортсмены. Ближе к концу соревнований приспособились — и результаты улучшились. Может быть, стоило приехать хотя бы на несколько дней раньше? Например, команды Украины и Германии первыми поселились в спортивной деревне, в итоговом медальном зачете они на 13–м и 14–м местах. Есть о чем задуматься.


Старший тренер биатлонистов Олег Козовой говорит, что занятые нашими стреляющими лыжниками места объективно отражают расстановку сил: «Ребята выступили так, как они готовы на сегодняшний день. Каких–то всплесков не произошло, выступили на хорошем для себя уровне. Конечно, хотелось медалей, но это спорт, здесь не всегда получается так, как хочется». В смешанной эстафете нам не хватило совсем чуть–чуть: бронзовому призеру — команде Украины — Ирина Бабецкая, Анна Цветова, Игорь Табола и Сергей Дашкевич проиграли две секунды.


Чтобы гарантировать себе первое место в медальном зачете, Китай выставил своих сильнейших спортсменов не только во фристайле, но и во всех остальных видах спорта. Пока мы да россияне жаловались на то, что наши сильнейшие биатлонисты и лыжники выступают на чемпионатах мира, китайцы срочно вернули из Пхенчхана 18–летнюю Сун Чаоцин. На мировом первенстве она «болталась» в четвертом десятке, а в Харбине стала первой в решающей для медального зачета гонке. Обошла россиянку, и в результате бывшая безусловным фаворитом Универсиады Россия в командном зачете оказалась второй, хотя и с одинаковым количеством золотых медалей. Тем самым Китай еще раз доказал, что всем стало очевидно еще на Олимпиаде в Пекине: спорт здесь — дело и государственной важности, и всенародной гордости. К тому же сейчас, когда у Харбина появилась заветная мечта — олимпийская.


Олимпийская мечта


Универсиады часто называют малыми Олимпиадами — из–за немалого количества видов спорта и большого числа участников. Харбин уже несколько лет не скрывает своих амбиций: «хотим Олимпиаду!» После того как Пекин доказал, что провести лучшие в истории Игры ему вполне по силам, другие города Поднебесной стали задаваться вопросом: «А мы чем хуже?» В 2010 году в Шанхае пройдет Всемирная выставка, в Гуанчжоу — Азиатские игры (чемпионат мира по летним видам спорта), в 2011 году Шэньчжэнь будет принимать летнюю Универсиаду. Харбин — самый знаменитый в Китае зимний курорт, поэтому и амбиции его лежат именно в этой области.


Так что к организации Универсиады подошли очень серьезно, особенно в плане инфраструктуры. В строительство новых и реконструкцию имеющихся спортивных объектов и трасс вложили более 440 млн. долларов. Их сертифицировала не только федерация университетского спорта, но и международная федерация лыжных видов спорта (предполагается, что Олимпиаду будут проводить именно на этих объектах).


Джордж Киллиан, президент Международной федерации студенческого спорта, сразу заявил, что Харбину Олимпиада по плечу: «Я знаю Китай и китайцев и уверен, что Харбин способен провести прекрасные зимние Олимпийские игры. Все условия для этого созданы».


Фриц Холцер, почетный член Международной федерации университетского спорта, инспектируя спортивные трассы в Ябули, сказал: «Они хороши для Универсиады, но если город хочет подавать заявку на Олимпийские игры, инфраструктуру нужно существенно улучшить». Заместитель председателя Национального олимпийского комитета КНР Сяо Тянь согласен: «Олимпиада существенно отличается от Универсиады, Харбину придется приложить много усилий. Например, Ябули и сегодня еще не способен принять Кубок мира по горнолыжному спорту».


Такие высказывания на самом деле свидетельствуют прежде всего о том, что среди китайских чиновников — городских и спортивных — нет единодушия во мнениях. Вот если (и когда) оно будет достигнуто, тогда и маховик государственной машины заработает. Сейчас ведь кризис, многие страны остерегаются взваливать на себя крупные финансовые (да еще международные) обязательства. Китай же такие расходы выдержать сможет. Конечно, если будет уверен, что обеспечит своей национальной сборной место в первой пятерке медального зачета. Именно над этим здесь сейчас активно работают.


Харбин — Пекин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter