О продвижении товаров на внешние рынки

Учимся на примерах

«Если бы выручка от экспорта сложилась хотя бы на 10 процентов выше, чем наши затраты на импорт, тогда у нас была бы стабильная ситуация в целом в экономике и на валютном рынке», — лаконично заключил заместитель Премьер–министра Петр Прокопович, общаясь на днях с бизнесменами в Гродно. Увы, этот рецепт пока не так просто применить на практике. Белстат делится данными за январь — ноябрь прошлого года: отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило минус 4,8 миллиарда долларов. Импорт, как и экспорт, снижается, но недостаточными темпами для того, чтобы достичь сбалансированности. Однако есть у кого поучиться. Правда, хоть члены Совета по развитию предпринимательства при Президенте — сплошь успешные экспортеры, на заседании они вспоминали о факторах, которые сковывают продвижение товаров на внешние рынки. Многие, кстати, имеют сугубо внутренний характер.


Во–первых, давно пора избавиться от иллюзии, что нашу продукцию вообще кто–то ждет. Мир давно живет в условиях перепроизводства. И чтобы закрепиться на любом из внешних рынков, стоит набраться здоровой наглости и максимальной гибкости. Председатель общего собрания участников СООО «Конте Спа» Валентин Байко признался, что первый год поставок в Украину не принес его компании прибыли вовсе. Зато прозондировали рынок, узнали о потребительских предпочтениях. И затем по чуть–чуть, но методично продвигались. Все ли так могут? Не уверен. Условному менеджеру госпредприятия куда проще по привычке отгружать все «на Россию», чем попробовать продажи в новой стране и рискнуть оказаться в минусе. То, что доминирующее положение в нашем экспорте занимает российский, начинает играть со многими производителями злую шутку. Это на заседании тоже обсуждали. На долю соседней страны приходится около половины от общего объема проданной за рубеж белорусской продукции. При этом эффект от вступления партнера во Всемирную торговую организацию от нашей доли на его рынке начинает по кусочку откусывать.


Еще одна деталь: практически никому из экспортеров не удается обходиться без промежуточного импорта. Как правило, чем технологичнее и дороже продукция, тем больше для ее создания ввезено. Станков, комплектующих, материалов. Это значит, что чистый экспорт всегда будет ниже номинального? К сожалению, ввозятся и материалы, аналоги которых в нашей стране выпускают. Несколько раз во время экскурсии на гродненские предприятия довелось слышать о том, что наши поставщики сырья проигрывают не столько по качеству, сколько по цене. А иногда просто не могут выполнить нужный объем заказа. Вот и выходит, что, например, оболочка для колбас, километры которой выпускают на совсем крохотном заводе, полностью состоит из импортного полиэтилена. Правда, потом почти вся она уходит в западном направлении. И приток валюты эти затраты покрывает с лихвой.


Интересно, что мгновенный приход денег на счета перестает считаться индикатором успешной торговли. Работать по предоплате удается сегодня немногим — опять–таки конкуренция. Никто не любит дебиторскую задолженность, тем не менее предприниматели предлагали продлить максимальный срок поступления платежа за отгруженный товар. За покупателя держатся, даже если он начинает пренебрегать правилами.


Вспоминали и другие нюансы: определение таможенной стоимости товаров, уплату НДС по стране назначения, принципы движения товара при продаже через торговые дома. Здесь, заверил вице–премьер, нерешаемых вопросов нет. Впрочем, клин обсуждения сошелся не на административных тонкостях внешней торговли. Когда звучало слово «кредит», разговор то и дело прибавлял в эмоциональности. Нынешняя стоимость заемных ресурсов для предприятий не только может сделать невыгодной саму по себе модернизацию, но и серьезно бьет по конкурентоспособности продукции. Генеральный директор компании «Серволюкс» Евгений Баскин привел пример: российский конкурент кредитуется в рублях под 2 процента, а это с учетом постепенного ослабления российской валюты делает ставку фактически отрицательной. Как при наших 40 процентах выдержать конкурентоспособной цену?


«Стоимость кредитных ресурсов в 3 — 4 раза выше уровня инфляции — такого нет нигде в природе», — разделяет обеспокоенность бизнеса Петр Прокопович. Нигде нет, а у нас есть. И путь выхода из этой ситуации, хоть и обсуждается в Правительстве, пока не озвучивается. Но факт: без использования заемных средств обеспечить развитие не могут даже те производители, у кого больше половины продукции уходит на внешние рынки и кто с валютной выручкой проблем не испытывает.

 

Советская Белоруссия №26 (24409). Вторник, 11 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter