Примерно в 46 процентах ДТП с участием пешеходов виновны сами пешеходы

Учимся ходить

Примерно в 46%  ДТП с участием пешеходов виновны сами пешеходы
Недавно в интернете наткнулась на любопытную публикацию. Начиналась она словами: «Ненавидите ли вы пешеходов так, как ненавижу их я?» И вызвала столько бурных комментариев, что я и сама задумалась: а как я к ним отношусь?



Помнится, когда училась в автошколе, наш наставник предупредил: как только сами сядете за руль, вас с ходу начнут раздражать пешеходы. Это пока вы сами пешком топали, вам мешали машины. Бесило, что водители не пропускают вас на зебре, проскакивают на желтый свет, порой окатывают водой из лужи. Но сейчас все изменится, вы взглянете на себя, вчерашних пешеходов, другими глазами. Поймете, как непросто порой тормозить, когда человек выскакивает прямо под колеса, как страшно, когда фары выхватывают из темноты силуэт шагающего по обочине, когда вы с ним почти поравнялись — ведь фликера на пешеходе нет... И мы это вскоре действительно поняли. Хотя многие из нас, отучившись, теперь не только ездят, но и по–прежнему немало передвигаются пешком, стали замечать, что мы, пешие, действительно сами нередко игнорируем элементарные правила дорожного движения.

Вчера, например, перехожу улицу в очень оживленном месте. Широкую. Транспорт на ней — потоком. А светофора нет, только зебра. Передо мной бодро шагает компания парней лет 17 — 19. Все повально в наушниках. И ни один из четверых не глядит по сторонам. Ни вправо, ни влево. Потому что уверены — водители их пропустить обязаны. А если кто–то один не пропустит? Вдруг потом уже не сможешь доказать, что был прав?

Помнится, в детстве отец, останавливаясь у перекрестка, говорил мне, кнопке: «Осторожно, на машину наступишь!» Я смеялась, но, крепко держа его за руку, не порывалась спрыгнуть с тротуара. Даже если передо мной были те самые «безопасные» белые полоски. Потому что папа уже серьезно добавлял: «Будь умнее, тебе ведь остановиться проще».

С тех пор я примерно так и рассуждаю. Злит, конечно, когда приходится торчать у зебры слишком долго. Есть водители, которые пешеходов за людей не считают. Психология такая: машина — все, а пешеход — ничто. Может, корни еще в советском прошлом, когда автомобиль означал принадлежность к сильным мира сего? Во всяком случае, тот самый человек из сети, ненавидящий всех пеших поголовно, не скрывает, что относит их к людям низшего сорта. Дескать, «в наше время ходить по тротуару — это плевок мне, успешному бизнесмену». Дикость, конечно. Но справедливости ради отмечу: пешеходы действительно встречаются разные. Ощущение, что для многих сигналы светофора носят чисто рекомендательный характер. Есть и те, кто воспринимает его цвета так: «зеленый — иди, красный — беги». Порой, наблюдая за неадекватными земляками, несущимися через оживленную трассу в неустановленном месте, ловишь себя на мысли, что это больше смахивает на самоубийство. Только они об этом не догадываются. Мало того, стоит водителю проезжавшего мимо авто на них наорать, не растеряются — тут же обматерят в ответ.

Недавно молодая симпатичная могилевчанка рискнула перебежать дорогу на красный свет. Аккурат перед машиной ГАИ. Сотрудники ДПС ей — замечание, она их в ответ — «по матушке». Когда те из автомобиля вышли, барышня попыталась дать деру. Не вышло — вцепилась в руку инспектора зубами. Пока нарушительницу везли в наркодиспансер — впоследствии выяснится, что была трезвая, — она умудрилась еще сорвать погоны с одного из инспекторов. Итог таков: составили сразу два административных протокола. Нарушение ПДД чревато штрафом от 1 до 3 базовых, мелкое хулиганство — от 3 до 30. Впрочем, нервной девице грозит не только потеря денег, но и уголовная ответственность — за оказание сопротивления сотруднику ГАИ предусмотрено ограничение или лишение свободы на срок до 5 лет. Ну и кому она что доказала?

По словам инспектора отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Могилевского облисполкома Татьяны Старосотниковой, это не первый случай, когда пешеходы–нарушители ведут себя неадекватно. А виновны они нередко. Статистика говорит вот что: за 8 месяцев этого года на Могилевщине совершено 96 наездов на пешеходов, 15 — погибли, 84 — травмированы. По вине самих пешеходов произошла едва ли не половина аварий — 41, в которых 8 человек скончались, 33 — получили травмы и увечья.

И такая «картинка», когда примерно в 46 процентах случаев в авариях с участием пешеходов виновны сами «безлошадные», характерна для страны в целом. Вывод? ПДД, увы, нарушают и пешеходы, и автомобилисты. И те и другие научились отстаивать свои права. Жаль, что про обязанности забывают. А хорошо бы перед тем как идти–ехать, подумать о взаимоуважении и безопасности — как собственной, так и того, кто рядом на дороге. Неважно, на машине или без.

olgak53@mail.ru

Советская Белоруссия № 181 (24811). Вторник, 22 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter