За новым поколением исследователей — будущее, которое они активно строят и моделируют уже сейчас

Ученый под ключ

Ежегодно в Национальную академию наук Беларуси приходят на работу более 300 молодых специалистов. Сейчас их здесь более четверти кадрового состава — 2,2 тысячи. Цифра серьезная. О том, как и чем они живут, насколько значим их вклад в науку, производство и экономику страны — наш разговор с заместителем председателя Совета молодых ученых НАН, кандидатом экономических наук, доцентом, заведующим сектором кооперации Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Егором Гусаковым.

— Егор Владимирович, как представитель этого же поколения не могли бы вы охарактеризовать нынешних молодых исследователей. Есть ли какие-то специфические черты у людей, которые решили посвятить себя науке?

— Знаете, даже в том, что касается ученых вообще, мы в большинстве случаев имеем дело со стереотипами: дескать, это такие интроверты-интеллектуалы, которые большую часть своей жизни проводят в лаборатории и для них не существует ничего, кроме пробирок и приборов. На самом деле это только часть правды. Да, люди, которые выбирают научную сферу, как правило, делают это гораздо более осознанно, чем остальные, уже на этапе поступления в профильный вуз. В каком-то смысле это можно сравнить с педагогическим направлением, ведь дело не в больших деньгах, а в удовлетворении совершенно других амбиций. Я определил бы их как творческие, даже если мы говорим о таких серьезных направлениях, как физика, химия и так далее. Ученый — это исследователь по природе, ему интересен не только “момент истины” (хотя и это, безусловно, важно), но и предваряющий его процесс работы. Тут важно понимать, что любые открытия не совершаются в один миг. На знаковые исследования мирового уровня вообще уходят десятилетия, а ошибки в любом случае неизбежны. И, кстати, тоже важны — как результат.

Поэтому да, для выбора научной сферы нужны не только любопытство и набор знаний, но и такие черты, как настойчивость, оптимизм и терпение.

— А как вообще молодой человек может сориентироваться и решить для себя: все, иду в науку, это мое? Проводятся ли какие-то рекламные акции в этом плане?

— Все Советы молодых ученых, а они есть в каждом институте НАН, работают с талантливыми ребятами уже со школы. Можно сказать, что это уже своеобразное начало профориентации. Кстати, современная Академия наук — вполне открытая структура, мы часто организовываем познавательные экскурсии для ребят как по заявкам школ, так и по своей инициативе. Отвечаем на вопросы (само собой, у детей их всегда много), в доступной форме рассказываем о науке и конкретно о своей работе. Очень важно, что серьезный интерес проявляют при этом родители. Например, спрашивают, куда нужно поступать, чтобы потом попасть на работу в НАН, и так далее. Если такие вещи считать рекламными акциями, то да — мы их проводим, и успешно.

— Сейчас молодые люди — в основном жесткие прагматики. А научная сфера, наверное, не та область, где можно “золотые горы” иметь?

— Давайте будем объективными — сразу и быстро вы нигде, ни в какой отрасли, не выйдете на высокий уровень зарплаты. В этом плане научная сфера — такая же работа, как и остальные. Специфику ее определяет современный ритм жизни. На самом деле главный принцип — народный: “Под лежачий камень вода не течет”. Академия наук — организация, которая находится фактически на самоокупаемости, поэтому любой исследователь (если, конечно, он хочет быть успешным) должен совмещать в себе как научные знания, так и способности креативного менеджера.

— Но ведь это, скажем так, совсем другая сфера. Одно дело — работать мозгами и совсем другое — уметь вертеться, искать выгодные предложения, заказчиков.

— Сейчас НАН представляет собой научно-производственную корпорацию. А окупаемость разработок, по официальным данным, составляет от 5 до 100 рублей на 1 рубль затрат. Поэтому умения, которые вы перечислили в своем вопросе, теперь входят в набор знаний, жизненно необходимых молодому исследователю. Если он, конечно, заинтересован в своем развитии.

К сожалению, в вузах такого не преподают, поэтому Совет молодых ученых НАН некоторое время назад придумал уникальный проект “Ученый под ключ”. Это цикл занятий для научной молодежи, во время которых можно узнать массу полезной информации — от технических нюансов заполнения каких-либо документов для формирования исследовательского проекта до того, например, каким образом подавать заявки на гранты, где вообще их искать, как принять участие в государственных программах и так далее. Кстати, если мы уже об этом заговорили, нужно отметить, что наша молодежь очень активно присутствует во всех госпрограммах, которые осуществляются НАН совместно с разными министерствами и ведомствами.

Как правило, на лекции приглашаются известные ученые, директора институтов, руководство НАН, которым можно задавать любые вопросы. 

Очень важно, что при этом делятся опытом и сверстники — молодые ученые, которые уже успешно работают с грантами, имеют опыт стажировок за границей. Это вдохновляет новичков: раз у кого-то получилось, значит, и я смогу.

В этом году мы планируем расширить формат — с 25 по 26 мая пройдет первая “IQ школа Советов молодых ученых “Молодой интеллект”, в которой примут участие также молодые представители вузовской науки. Программа обширная, она включает мастер-классы по интеллектуальной собственности, созданию узнаваемого бренда для продвижения проекта и даже спортивно-развлекательные мероприятия — для разрядки.

— То есть у молодежи НАН очень насыщенная жизнь?

— Несомненно. И хочу заметить, что это происходит не по указке, а исключительно по личной инициативе, которая всегда поддерживается руководством Национальной академии наук. Вообще говоря, молодому поколению уделяется максимальное внимание — от учреждения специальных конкурсов, создания благоприятной обстановки на работе до помощи в решении жилищного вопроса. Материальная сторона — заработная плата — определяется уже эффективностью работы и объективными причинами. Согласитесь, аспирант не может получать столько же, сколько академик. Но это тоже стимул для развития, не так ли?

— Какие интересные разработки молодежи вы могли бы отметить и насколько они востребованы экономикой страны?

— Насколько я знаю, все успешные работы, особенно если речь идет о направлениях, актуальных для экономики и выгодных для бизнеса, внедряются максимально быстро. Причем молодежь очень активно включается в такую работу, поскольку это хороший способ показать себя, что очень важно. Ну и разработчики новых успешных технологий не остаются внакладе — это и доплаты, премии, и карьерный, творческий рост, в конце концов. Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Мне сложно приводить примеры из других сфер, поэтому остановлюсь на привычной для меня аграрной науке.

У нас очень инициативная молодежь, с результатами работы которой знакомы буквально все население страны и не только. Например, Светлана Томашевич (в настоящее время — кандидат технических наук, доцент) разработала ассортимент кондитерских изделий без добавления сахара на основе нового для нашей страны подсластителя — мальтита. Эта линейка (например, зефир и горький шоколад) с 2106 года внедрена в производство в бобруйском ОАО “Красный пищевик” и гомельском ОАО “Спартак”. На счету молодого ученого также разработка мармелада, обогащенного комплексами витаминов и минеральных веществ (специально для детей), кондитерских изделий, обогащенных инулином и олигофруктозой.

Кандидат технических наук Юлия Усеня разработала технологию производства сухих завтраков для диетического, диабетического и профилактического питания (внедрено на витебской кондитерской фабрике “Витьба”), пищевые концентраты с использованием биопотенциала семян льна (выпускает ОАО “Лидские пищевые концентраты”).

Конечно, вряд ли обычный человек разбирается в тонкостях состава и прочем, но девушками проделана огромная работа, которая дает ощутимый результат — объем выпущенной продукции уже исчисляется десятками тонн, а полученная прибыль весьма значительна.

Не менее плодотворно работает молодежь и по другим направлениям, в частности, касающимся разработки новинок сельскохозяйственной техники, получения высокоценных сортов сельскохозяйственных растений, что особенно актуально для Беларуси. Поэтому можно, совершенно не рисуясь, с уверенностью сказать, что будущее науки — за молодежью.

bebenina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter