Ученые нашли новые аномальные зоны

Человек — часть природы и ощущает себя настолько хорошо, насколько дружественна по отношению к нему окружающая среда...

Человек — часть природы и ощущает себя настолько хорошо, насколько дружественна по отношению к нему окружающая среда. Однако борясь за чистоту воздуха, земли и воды, мы даже не задумываемся, что на наше здоровье могут воздействовать и геологические особенности местности. Об их влиянии до недавних пор знали лишь считанные специалисты, однако это настолько явно и серьезно, что сейчас в нашей стране зашла речь о необходимости развития целого научного направления — медицинской геологии.


И нас потрясло


Беларусь традиционно считается страной в геодинамическом отношении спокойной. Хотя за последние 200 лет и у нас было не менее четырех серьезных землетрясений. Например, в начале прошлого столетия на границе с Литвой — силой примерно 7 баллов, тогда на нашей территории образовалась трещина протяженностью почти  километр. Конечно, это редкость, но вертикальные и горизонтальные движения земной коры идут постоянно. Обычно на несколько миллиметров в год, и тем не менее. Академик, доктор геолого–минералогических наук Алексей Матвеев, посвятивший более 15 лет изучению этой темы, признается: «Мы занялись вопросами медицинской геологии. И оказалось, что наиболее ярко это воздействие в местах разломов земной коры. Это ослабленные зоны, и по ним происходят основные подвижки, вертикальные движения достигают максимальных величин».


Например, если обычно на нашей территории они 1 — 2 мм, то в зонах разломов могут достигать 20 — 30 мм, причем год — в одном направлении, год — в другом. Конечно, если в такой зоне находится сооружение, то со временем оно может терять прочность. Но важно даже не это. Оказывается, в местах разломов существуют геохимические и геофизические аномалии, и их влияние на нас не стоит недооценивать.


Без мистики


Все мы знаем о магнитных бурях. Так вот, в районах тектонических разрывов они происходят постоянно. А если учесть, что эти зоны порой достигают ширины 1 км или больше, то вполне вероятно, что там могут быть построены дома, школы, проложены дороги. И это чревато. Например, сопоставили карту, на которой указаны самые опасные по количеству аварий белорусские автодороги, с картой разломов. Результаты потрясли: 80 процентов «точек ДТП» привязаны к зонам трещин земной коры. Но никакой мистики тут нет. С точки зрения геофизики все объясняется просто: у человека тоже свои физические поля, и, когда он попадает в зону аномальную, они могут взаимодействовать с внутренним полем Земли и вызывать сбои. В результате теряется внимательность, координация. Вот и получается, что одна авария следует за другой...


Кроме того, в местах разломов могут быть и геохимические аномалии: из глубин земли происходит подъем флюидов — газообразных, жидких, в атомном состоянии. «Мы выбрали ключевые участки в разных частях Беларуси и отобрали пробы. Оказалось, что действительно в этих зонах происходит повышение концентрации целого ряда элементов — никеля, свинца, кобальта и др. Причем оно может в 2 — 3 раза превосходить фоновый уровень, и это довольно опасно, — поясняет академик Матвеев.


Также определяли содержание радона — инертного газа, который считается одним из основных факторов облучения человека естественными источниками. Оказалось, что в зонах разломов его концентрация возрастает в 5 — 7 раз по сравнению с фоновой. А ведь радон способен стимулировать развитие заболеваний легких! Наибольшую опасность представляют подвалы и первые этажи домов, расположенных в местах тектонических разломов. «Если содержание радона повышено даже незначительно, то человек может получить облучение большее, чем от чернобыльских факторов, ведь он находится в помещении долго», — предостерегает Алексей Васильевич. К слову, исследования пока не показали, что в какой–то местности жить абсолютно невозможно. Однако насторожили замеры в Гомеле. «Допустимая норма для проживания человека — до 200 беккерелей в кубометре, при 400 необходимо отселять людей. Так вот, коллеги из Гомеля установили, что в некоторых подвалах есть и по 700 беккерелей!» — Алексей Матвеев подчеркивает, что бороться с этим достаточно просто — надо проветривать помещение как можно чаще. Но для этого нужно хотя бы знать, что превышение есть!


Существуют в местах разломов и гравитационные аномалии, способные притягивать вредные выбросы. Как это произошло после чернобыльской катастрофы на участке под Воложином. Частицы, попав в аномальное гравитационное поле, осели здесь.


Карты в руки


Разломы земной коры — долговременное образование. Одни активны на современном этапе, другие нет. И первые, конечно же, представляют опасность для человека. Карты, где указаны такие зоны, уже есть. Проблема в том, что информация, которой располагают геологи, по большому счету, лежит мертвым грузом — никаких шагов по минимизации вреда для здоровья, который таят эти места, не делается. Чтобы к наработкам ученых прислушались, необходимо, по мнению академика Матвеева, провести комплексные исследования вместе с медиками. Ведь если сравнить замеры по радону и другим веществам и ситуацию с наиболее распространенными болезнями, тогда бы ученые получили факты, которые нельзя оспорить. Примеры подобного сотрудничества в других странах есть. Исследования на территории Санкт–Петербурга показали, что в зонах тектонических разрывов сердечных и нервных заболеваний больше в 3 — 4 раза. Сейчас, когда интерес к медицинской геологии возрос, есть надежда, что подобные работы активизируются и у нас. Ведь знания помогут опережать развитие заболеваний. А принцип «легче предупредить, чем лечить» не подвергается сомнению.


Прямая речь


Андрей Ковхуто, директор Белорусского научно–исследовательского геологоразведочного института:


— Медицинская геология активно развивается в мире. В международную медико–геологическую ассоциацию входит Россия совместно с Беларусью и некоторыми странами СНГ. В 80 — 90–х годах прошлого века академик Константин Лукашев и член–корреспондент Валентин Лукашев занимались этой проблематикой, в частности зависимостью онкозаболеваний от природных факторов. Однако постепенно интерес к ней угас, и сейчас мы практически начинаем работу заново. Одна из главных задач — привлечь к ней медиков. На днях у нас прошла конференция с участием представителей Минприроды, министерств здравоохранения и образования, НАН. Были приглашены также представители российского геологического общества, председатель регионального отделения международной медико–геологической ассоциации стран СНГ. Основной вопрос — как выстроить взаимодействие с медиками? Сейчас мы мало обмениваемся информацией. Первый шаг, который будет сделан в ближайшее время, — внедрение этого направления в уже существующую программу геологоразведочных работ. Решая свои задачи, мы попутно будем собирать данные, интересующие медиков. Также хотим создать систему учета геофизических, геохимических аномалий, которые могут негативно влиять на здоровье. Следующие шаги — разработка концепции развития этого направления и его методологии и представление проекта с указанием конкретной пользы министерствам. Только при серьезном подходе и объединении усилий у медицинской геологии будет будущее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter