Учение с лечением

В центре профессиональной и социальной реабилитации, открывшемся в 2008 году при Ивацевичском государственном профессиональном лицее сельскохозяйственного производства, нынче ажиотаж...

В центре профессиональной и социальной реабилитации, открывшемся в 2008 году при Ивацевичском государственном профессиональном лицее сельскохозяйственного производства, нынче ажиотаж: к началу нового учебного набирать сюда будут только две группы учеников, а желающих — намного больше.


Центр — единственный в области. В нем учатся ребята с особенностями в психофизическом развитии из всех районов Брестчины.


— Сейчас часть из 80 воспитанников центра проходит профессиональную практику, часть поправляет здоровье в лагере, — заведующая центром Ирина Лакишик охотно рассказывает о жизни подопечных. — Ребята у нас особенные: выпускники специальных интернатов, сироты или те, кто обучался дома. Все как один — со сложнейшими диагнозами, с непростой судьбой...


Профессиональная и социальная реабилитация таких людей — дело тонкое. Еще десяток лет назад детям и подросткам с особенностями умственного и физического развития предлагали лишь специальное школьное обучение и медицинскую помощь. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Приняты соответствующие законы о профессиональной и социальной адаптации, средства на создание подобных центров выделяются из республиканского бюджета. К примеру, ремонт общежития, в котором созданы почти домашние условия для воспитанников ивацевичского лицея, финансировался по программе «Дети Беларуси». Ребят обеспечили хорошей мебелью и необходимой бытовой техникой: стиральными машинами, микроволновыми печами, утюгами, электрочайниками. Это им поможет приобрести необходимые жизненные навыки. Ведь бывает, что некоторые подростки, покидая стены интернатов, не умеют даже чай заварить или постирать собственное белье...


Профессиональная подготовка в центре — комплексная. Для облегчения дальнейшего трудоустройства воспитанникам дают несколько профессий. Выпускники впоследствии могут работать швеями, садоводами, овощеводами, каменщиками, слесарями по ремонту сельскохозяйственной техники, штукатурами и малярами. Кстати, первый выпуск — 24 человека — был трудоустроен полностью.


И все же проблемы при подборе молодым людям с ограниченными возможностями первого рабочего места существуют, несмотря на законодательно утвержденное бронирование. И даже если они решаются, то настоящие трудности возникают уже после того, как выпускник центра приступает к работе.


— К сожалению, не все руководители предприятий понимают особенности поведения этих людей. Недостаточность самоконтроля, некритичность, внушаемость, слабая воля — все это особенности диагноза, — объясняет Ирина Лакишик. — Попал такой молодой человек в новую среду, получил первую зарплату, и все — ушел, как говорится, в загул. А его тут же увольняют. Поэтому мы своих воспитанников из виду не теряем долго, стараемся вести и после устройства на первое рабочее место, помогаем разрешить конфликты, если они вдруг возникают.


Руководство лицея даже пошло на увеличение срока обучения — с года до 2 лет и 10 месяцев. Для того, чтобы ребята выходили в самостоятельную жизнь уже после достижения 18–летнего возраста — более взрослыми и самостоятельными.


При всех несомненных плюсах подобных центров есть все же и один минус. Зачастую их воспитанники лишены полноценной медицинской реабилитации. Понятно, что 80 человек ни в больницу, ни в поликлинику не наводишься — не хватит сил всего педагогического коллектива лицея. Тем более что необходимые этим ребятам массажи и физиопроцедуры — дело не одного дня.


В управлении профессионально–технического образования Министерства образования мне подсказали, что лицензию, позволяющую проводить медицинскую реабилитацию воспитанникам на месте, имеет сегодня лишь один подобный центр — в Могилеве.


— Действительно, у нас есть своя мини–поликлиника, — подтвердила по телефону заместитель директора по работе с детьми–инвалидами Могилевского государственного экономического профессионально–технического колледжа Виктория Алексеева. — Есть врачи, медсестры. Наши воспитанники получают все физиопроцедуры. В штате есть даже стоматолог. Сотрудничаем мы и с соседней поликлиникой, приглашаем оттуда нужных специалистов. Думаю, без медицинской составляющей реабилитацию детей–инвалидов нельзя считать комплексной...


Пока же получить медицинскую лицензию на реабилитацию инвалидов в стенах центров профессиональной и социальной реабилитации, открытых при средних специальных учебных заведениях, весьма проблематично. Дело это хлопотное и, к сожалению, недешевое. То, что удалось в Могилеве, результат тесного взаимодействия многих структур, в том числе Могилевского облисполкома, взявшего на себя вопросы финансирования. Отличный, надо сказать, опыт и вполне приемлемый в других областях. Было бы желание...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter