Как видится дальнейшее движение национальной системы образования? Поговорили об этом со специалистами

Учебный план совершенствуется

Президент провел совещание о развитии национальной системы образования. Во многом она устоялась, но совершенству нет предела. Как видится дальнейшее движение этой важнейшей сферы? Об этом «НГ» поговорила со специалистами.

Уроки доброты

Лилия Кирьяк, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке:

— Новая редакция Кодекса об образовании вступает в силу с 1 сентября этого года. С одной стороны, в документе отражены уже сложившиеся практики в нашей системе образования. С другой — получили закрепление нормы, расширяющие возможности нашей молодежи в профессиональном становлении, обеспечивающие социальные гарантии для отдельных категорий обучающихся. Безусловно, новые подходы направлены на повышение качества образования, его доступность при равных условиях, усиление принципа социальной справедливости, который является ключевым в государственной политике.

Речь прежде всего о принципах инклюзии. Они не новы в системе образования, но кодекс сейчас расширяет наше понимание об инклюзивных подходах как обеспечению равного доступа к получению образования всех обучающихся с учетом индивидуальных особенностей. То есть дети с определенными отклонениями могут социализироваться. Мы этот вопрос серьезно изучали на протяжении многих лет. И результаты показали, что в таких классах меняется атмосфера. Здесь у учащихся воспитываются милосердие, чуткость, внимательность. И начиная с детского сада будет вестись работа, чтобы наши граждане научились принимать людей с особенностями, относились к ним с пониманием, уважением и терпением.

Важная норма — сочетание обучения на дому и в учреждении образования для учащихся с ограничением по здоровью. То есть такие ребята могут находиться в школе не весь день (так как здоровье не позволяет), а посетить отдельные предметы. И это очень здорово, так как дети могут социализироваться, общаясь со сверстниками. До сих пор нельзя было совмещать домашнее обу­чение со стационарным.

О патриотизме и ЦТ

Вячеслав Данилович, ректор Академии управления при Президенте, кандидат исторических наук, доцент:

— Наш Президент абсолютно справедливо отметил, что в деле патриотического воспитания чрезвычайно важен личный пример искренней любви к родной земле, конкретных дел во благо страны, бережного отношения к историческому наследию, уважения традиций и ценностей многих поколений белорусов.

Необходимо, чтобы в результате организации различных мероприятий и разнообразных проектов патриотической направленности молодежь на практике включалась в дело сохранения исторической памяти. Например, в Академии управления при Президенте мы ежегодно проводим интеллектуальный конкурс «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», конкурс видеороликов «Свет Великой Победы», акцию по популяризации государственной символики «Роднае — народнае» и другое.

Важное значение имеет и организация на системной основе экскурсий детей и молодежи в музеи и знаковые для истории белорусской государственности мемориальные комплексы.

На недавнем совещании по развитию образования Глава государства отметил, что надо менять ныне действующие правила вступительной кампании. Действительно, надо думать над разумным сочетанием централизованного тестирования и экзаменов. Тестирование, конечно, позволяет свести к минимуму субъективность, возможность коррупции, человеческий фактор. Но с другой стороны — лишает абитуриента возможности проявить гибкость ума, показать многие другие качества.

Кадры растят со школы

Олеся Прохоренко, проректор по учебной работе и образовательным инновациям БГУ, кандидат педагогических наук:

— В следующем году в силу вступят нормы об увеличении в учреждениях высшего образования процента бюджетных мест на условиях целевой подготовки. При этом расширяется сфера применения такой подготовки для организаций, расположенных не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных местах.

Безусловно, предприятия и организации заинтересованы в таких выпускниках. По сути, они сами готовят себе кадры, начиная отбором наиболее мотивированных и одаренных учащихся (профориентация в школе) и заканчивая участием в образовательном процессе на протяжении всего периода обучения в вузе.

На сегодня в БГУ 145 студентов получают образование на условиях целевой подготовки. И здесь четко прослеживается тенденция роста. Например, в этом году в БГУ поступили 54 абитуриента по целевому договору в отличие от прошлогодних 32. В первую очередь это связано с отменой территориального принципа заключения договоров на целевую подготовку специалиста.

Таланты надо раскрывать

Наталья Байдо, учитель химии и биологии гимназии № 3 Витебска:

— Роль педагога в обществе значительно хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что учитель формирует будущее общества.

Мой профессиональный выбор предопределили школьные преподаватели, их неповторимые уроки. Как бы хорошо учитель ни знал свой предмет, как бы виртуозно ни объяснял, но, если лишен терпения, любви к детям, мастером он не станет. Без этого трудно привлечь учеников. Я верю, что каждый ребенок талантлив по-своему. И задача педагога помочь каждому раскрыть себя. Будучи учителем, всегда ставишь перед собой цель увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.

Должна быть преемственность поколений

Татьяна Синявская, директор средней школы д. Чернавчицы Брестского района:

— Вопрос выбора профессии — один из самых важных в жизни. От него зависит, чем ты будешь заниматься в течение своей жизни. Я 12 лет проработала сначала учителем, потом заместителем директора по воспитательной работе в средней школе п.г.т. Домачево, в которой сама училась. Со мной бок о бок трудились мои учителя, которые делились секретами нашей нелегкой профессии. Вот уже два года, как возглавляю среднюю школу в деревне Чернавчицы. Теперь передо мной стоит задача привлечь в школу молодежь, создать благоприятные условия труда молодым специалистам, чтобы закрепить их на местах.

Хочу сказать, что буквально за последний месяц от школьников я часто слышала один и тот же вопрос: «А к нам в этом году придут молодые учителя?» И это натолкнуло на мысль, что современные дети действительно тянутся именно к молодым педагогам, они им доверяют, так как последние сами недавно были школьниками. И им легче построить доверительные отношения с ребенком, чем более старшему поколению преподавателей.

Еще от того, как примут новичка в коллективе, зависит, останется он после двух лет отработки или уедет. Я стараюсь сделать так, чтобы мы все, невзирая на возраст, были одной командой. Кадровый вопрос сегодня один из важнейших. И ему надо уделять повышенное внимание.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter