Учебная тревога

Парадокс, но, если взрослый человек решил учиться, с ним возятся, как с малышом...

— Записалась на курсы русского языка, — поразила меня недавно приятельница.


— Ты что, в школе не училась? — удивляюсь.


— «Понемногу, чему–нибудь и как–нибудь», — шутит подруга и вспоминает пройденное на занятиях. — Вот как сказать: одна юла, две юлы, а пять...?


Парадокс, но, если взрослый человек решил учиться, с ним возятся, как с малышом: развлекают, шутят, улыбаются, рассказывают истории и не ругают за ошибки. А если ты ребенок и учишься в школе — сиди и зубри. Для детей у нас часто существует лишь учение через «не хочу» и «скучно». Причем это «скучно» начинается уже со второго класса, когда начинают приучать к культуре письменной речи, которая содержит сто и одну рекомендацию и больше напоминает делопроизводство. Вот пример: в тетрадке по математике между датой и словами «Классная работа» нужно пропустить одну клетку вниз, дальше две клетки, между столбиками примеров — три клетки вправо и т.д. И только так! Решил ученик задачу правильно, но в подсчете клеточек сбился — минус балл за неправильное оформление работы. Причем изменения в эту инструкцию вносятся чуть  ли не каждый год. Видимо, к бюрократизму и скучной рутине нужно приучать с младых ногтей.


Форма без содержания


Учитель мог бы превратить урок в игру, рассказать то, чего нет в учебнике, каждому предложить задачку по способностям, задержаться после уроков с отстающими, но он вместе с учеником зарос бумагами, отчетами, приказами, инструкциями. Ведь именно с него спросят за питание, за посещение театров, спортивных мероприятий, за участие в конкурсах, за информацию о состоянии здоровья учащихся.


— Качество предоставляемых услуг и то, соответствуют ли они интересам школьников, не проверяется или проверяется крайне редко, — считает член Общественно–консультативного совета при Администрации Президента кандидат педагогических наук Юрий Загуменнов. — Главное — собрать деньги и отчитаться. В результате в школьных столовых на столах могут оставаться нетронутыми завтраки и обеды. В музеи дети не ходят, в зимних и летних лагерях — мертвые души, т.к. ученики в это время отдыхают со своими родителями. Отдельный вопрос — спортивные мероприятия, куда детей нередко забирают с учебных занятий якобы для того, чтобы привить интерес к спорту. Но если этот интерес не появляется после третьего посещения, то следовало бы задуматься об эффективности данного педагогического подхода. Целесообразность всех этих мероприятий «по охвату» можно было бы легко проверить на основе анкетирования учащихся и их родителей.


Педагоги сетуют: за учебу сейчас спрашивают не так строго, как в советские времена, когда любой двоечник (еще хуже — второгодник) ставил крест на учительской карьере. А вот плохо составленный отчет придется переделывать. А за неправильно заполненный школьником дневник или не по форме подписанную тетрадь можно лишиться премии...


Куда убежал учитель?


Почему сеять разумное, доброе, вечное в школе стало тяжелее, чем еще 10 — 15 лет назад? Почему, чтобы у ребенка не угасал интерес к учебе, нужно обращаться за помощью к репетитору? Да потому, что учителю после уроков нужно бежать по квартирам, составлять акты обследования условий жизни и воспитания учеников (кто с кем живет, стаж работы родителей, их заработок, состоят ли в браке, в какой помощи нуждается семья). Потом — по «всеобучу»: всех несовершеннолетних до 18 лет надо переписать, где кто живет и учится. И не просто узнать, но сбегать и взять бумажку, какое учреждение образования он посещает. За каждого — строгий спрос. Вот и ходит учитель по домам чуть ли не просителем, извиняется за нежданный визит, стучится в закрытые двери, переспрашивает у соседей, кто куда переехал. А дежурство по району с родительским патрулем в вечернее время для предупреждения правонарушений несовершеннолетних? А посещение неблагополучных семей? Хождения затягиваются до 8 — 9 вечера. И только потом, если останутся время и силы, можно заняться воспитанием собственных детей, проверить тетради, подготовиться к урокам... Где, уважаемый родитель, в этом плотном распорядке сплошных обязанностей классного руководителя вы видите время для своего ребенка?


— Отчасти всем этим нагружали учителей и раньше, но это было второстепенным, а упор делался на качество преподавания, — вспоминает учитель химии высшей категории с 30–летним стажем минской школы Инна Подобед (фамилия изменена. — Прим. авт.). — На уроки к учителю приходили проверяющие, говорили, на что обратить внимание, предлагали посмотреть, как строит свой урок его коллега. А сейчас спрос таков: почему у Ивановой питаются только 70 процентов учеников?! Почему в зимний лагерь записалось так мало детей? Мы порой «рисуем» оценки за посещение музеев, театров, за то, что ученики окна заклеили... Вот смотрите: принесли билеты в кукольный театр для 9–го класса. Кого я уговорю туда пойти? Только если пообещаю хорошую отметку. А разве можно узнать о неблагополучии в семье, задавая в лоб вопросы, к примеру, «а зарегистрирован ли брак родителей?»? В доверительном разговоре с детьми, ненавязчиво, выведаешь гораздо больше. Но, получается, пишешь эти акты, характеристики, план воспитательной работы, а поговорить–то и некогда...


В музей — по расписанию


Сегодня много говорится об индивидуальном подходе в образовании, вариативности программ, позволяющей каждому учиться в зависимости от своих способностей и проводить свободное время по своим интересам. А на деле?


— Я только не понимаю простой вещи: почему школе доводятся какие–то планы? — удивляется директор минской гимназии № 29 Виктор Пшиков. — План по охвату питанием, лагерями, музеями, план по внебюджетной деятельности и т.д. и т.п. Что такое учителю в 7 вечера пойти на какое–то спортивное мероприятие? Это значит, пострадает на следующий день урок. С одной стороны, если мероприятие заранее запланировано, почему бы и нет. Но ведь очень много спонтанных акций, которые не вписываются в режим работы школы и приходятся и на первую половину буднего дня, и на дни воскресные. Ко мне приходят различного рода письма, «разнарядки»: куда и сколько детей направить. Но ребенок вполне может отказаться: у него репетитор, музыкальная школа, факультатив, кто–то спортом занимается, кто–то танцами. Я лично никогда никого не лишал премий и надбавок за маленький «охват» музеями или ледовыми дворцами. Может, поэтому наша гимназия тянется далеко в хвосте по всем этим «охватам». И я только могу благодарить учителя, что в свое свободное время он везет 30 — 40, а то и более учеников через весь город в переполненном транспорте на очередное мероприятие, зачастую далеко не самое интересное.


Вы скажете: школа старается развивать ребенка во всех направлениях, ведь жизнь безумно многообразна. Но ведь формальный подход отбивает малейший интерес детей не только к учебе, но даже и к развлечениям. Музеи — по расписанию, спортивные состязания — по разнарядке, участие в конкурсах — по приказу. И что в результате? Метод «чем больше, тем лучше» срабатывает с точностью до наоборот, вызывая отторжение. Ребенок со своими интересами и желаниями, со своими «могу» и «хочу» в этой всеобщей внеурочной занятости вообще оказывается где–то на заднем плане. Затерянный в ворохе всевозможных инструкций и ценных указаний.


Компетентно


Заместитель начальника управления идеологической, социальной и воспитательной работы комитета по образованию Мингорисполкома Наталья Пшеничная:


— Невозможно разделить учебный и воспитательный процесс. И тому и другому в школе уделяется должное внимание. В основном все спортивные и культурно–массовые мероприятия проводятся в субботу — в шестой школьный день. И тогда школа включается в жизнь города. Школьники болеют за свою страну, команду. Что в этом плохого? Чтобы не ущемлять ничьи интересы, нужно просто эти интересы знать: на футбол приглашать любителей футбола, на танцевальные мероприятия — девочек, которым это интересно. Для этого в школе есть целый штат профессиональных педагогов — заместитель директора по воспитательной работе и классные руководители, которые знают детей, их интересы, вкусы. Скажем, недавно возвращалась домой и слышала, с каким восторгом старшеклассницы обсуждали матч по баскетболу Единой лиги ВТБ, в котором принимала участие команда «Минск–2006», какое вдохновение получили они от игры, от того, что команда Минска выиграла у Финляндии! Это и есть патриотизм. И я не думаю, что кто–нибудь из присутствующих в тот день говорил: «Зачем я пришел?» или «Меня загнали!»


Мне непонятна такая позиция. Никто никого не должен загонять. Нужно формировать мотивацию у детей. Если ему неинтересно — значит, не его мероприятие. Ко всему нужно подходить рационально. Почему–то у одних это получается, а у других — нет. Чтобы заинтересовать детей, нужно самому занимать активную жизненную позицию!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter