Каким может быть Центр ядерных исследований и технологий в Соснах

Учебная модель для атома

В конце прошлого года Национальная академия наук и Госкорпорация «Росатом» сообщили о планах создать у нас в стране на базе многоцелевого исследовательского ядерного реактора Центр ядерных исследований и технологий. Предполагаемым местом открытия новой структуры назвали Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — «Сосны» НАН. Об исследованиях, которые планируется здесь проводить, и особенностях подготовки белорусских атомщиков узнавала корреспондент «Р».

Росатом ведет активную работу по реализации проекта Центра ядерных исследований и технологий в Боливии.
Росатом

Один из двух сотен 

В мире, по данным МАГАТЭ, работает более двухсот исследовательских ядерных реакторов. Они есть, например, в Берлине, Будапеште, Вене, Праге. Пятая часть подобных проектов реализована силами Росатома. Многим из них уже по 30 — 50 лет. Например, реактору «Мария» в Польше, названному так в честь Марии Склодовской-Кюри и запущенному в 1974 году, недавно стукнуло сорок пять. И он работает по сей день. К слову, у соседей это единственный действующий реактор, где нарабатываются радиоизотопы, выполняются материаловедческие исследования. Впрочем, «ветераны» исследовательской работы  — это одна сторона медали. Ряд подобных структур, рассказал президент АО «Русатом Оверсиз» Евгений Пакерманов, пребывает еще в стадии строительства:

— Сейчас мы ведем активную работу по контрактам на сооружение центров ядерной науки и технологий (ЦЯНТ) в Замбии и Боливии. Есть и другие страны в Европе, Азии и Африке, которые рассматривают возможность строительства центров на своей территории или будут объективно в них нуждаться в ближайшей перспективе. И, конечно же, мы возлагаем большие надежды на сотрудничество с Беларусью. 

В том, что такая структура нужна и нашей стране, убежден директор Объединенного института энергетических и ядерных исследований — «Сосны» НАН Андрей Кузьмин:

— В связи с сооружением и предстоящей эксплуатацией БелАЭС перед нами стоит ряд вопросов. Например, как организовывать практические занятия, поддерживать высокий уровень компетенции кадров, работающих в области мирного атома. Как обеспечивать научно-техническое сопровождение эксплуатации АЭС, проведение экспериментальных работ в области радиационного материаловедения, реакторной физики и метрологии, реакторных испытаний и облучения образцов, изделий и оборудования для нужд атомной энергетики. И в этом нам может помочь новый центр.

Работа начнется не с нуля

Специалисты двух стран от слов перешли к делу. Уже создана «дорожная карта» проекта. Следующий этап — подписание межправительственного соглашения, которое можно будет считать его отправной точкой. Так как же может выглядеть центр? С учебными классами и лабораториями, где специалисты без отрыва от производства смогут передавать свои знания, технологии и умения молодым специалистам и практикантам. В том числе на базе центра могут организовываться программы подготовки кадров для атомной станции. Планируется, что здесь заработает радиохимический комплекс для производства медицинских изотопов. Предусмотрено создание участка для ядерного легирования кремния, что, убеждены эксперты, будет способствовать развитию в нашей стране собственной радиоэлектронной промышленности. Словом, задумок много. В свою очередь российская сторона обещает: проект будет поддержан всесторонне.
Исследовательскому реактору «Мария» в Польше, названному так в честь Марии Склодовской-Кюри и запущенному в 1974 году, — сорок пять. И он работает по сей день.
www.paa.gov.pl

Центр, отмечают наши ученые-ядерщики, создается не совсем с нуля: в ОИЭЯИ — «Сосны» уже работают три исследовательские ядерные установки. Это критические стенды «Кристалл» и «Гиацинт» и подкритический — «Ялина». Так что специалисты, которые могли бы стоять у руля нового учебного центра, тоже имеются. Однако при строительстве центра, говорит Евгений Пакерманов, персонала понадобится больше:

— Нужно готовить операторов, которые будут работать по сменам и следить за работой реактора. Кстати, благодаря существующим партнерским образовательным программам между странами уже сегодня многие молодые люди из Беларуси обучаются в России по специальностям в сфере ядерных технологий. Вопрос локализации и подготовки персонала играет важную роль, и можно с уверенностью сказать, что будущий центр поспособствует повышению компетенций местного персонала, научному развитию и увеличению занятости. 

Атомные исследования велись всегда

Более того, если заглянуть в историю, исследования в области атомной энергетики в нашей стране велись еще со времен сССР. Достаточно вспомнить, что у руля Института ядерной энергетики АН БССР в 1965 году стоял академик Андрей Красин — один из создателей первой в мире АЭС в Обнинске. Для экспериментального обоснования по физике и безопасности разрабатываемых ядерных реакторов в институте было создано 6 исследовательских ядерных установок. А в 1985 году сконструировали уже ставшую легендой передвижную атомную электростанцию «Памир-630Д». 

Эта работа продолжалась и позднее. С 2009 года институт, рассказывает Андрей Кузьмин, координирует и выполняет научные работы, направленные на повышение ядерной, радиационной и экологической безопасности, физической защиты, а также эффективность атомных объектов: 

— В 2009 году силами специалистов института ввели в эксплуатацию новую исследовательскую ядерную установку — критический стенд «Гиацинт». Проводим совместные белорусско-российско-американские работы по новому ядерному топливу на основе уран-циркониевого карбонитрида. Работаем над решением вопроса обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом БелАЭС, проводим фундаментальные исследования в области ядерной физики. С 2012 года сотрудничаем с Министерством по чрезвычайным ситуациям по вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности. За последние годы институтом проанализированы опыт разработки и строительства новых исследовательских реакторов в мире, включая направления их применения в научных и прикладных целях, а также потребности заинтересованных министерств и ведомств нашего государства в таком реакторе. Это помогло нам разработать основные технические требования к новому исследовательскому реактору, который планируется создать у нас при поддержке госкорпорации «Росатом». 

Научный «конструктор»

Эксперты убеждены: учебный реактор и центр проработают в стране не одно десятилетие. Таков международный опыт, говорит Евгений Пакерманов: 

— Срок эксплуатации исследовательского реактора составляет 50—60 лет. Но это далеко не предел. С помощью модернизации срок его работы можно продлевать. Так, первый ядерный реактор в СССР и Европе Ф1, построенный в 1946 году, функционировал до 2016 года. Сегодня это памятник науки и техники, и он находится в музее Курчатовского института в Москве. 

Тепловая мощность исследовательского реактора, который планируется построить в Соснах, — до 20 МВт. Эксперты оценивают его как конкурентоспособный реактор с высокими параметрами и расширенными экспериментальными возможностями. 

Евгений Пакерманов:  

— При возникновении новых потребностей у заказчика можно совместно с белорусской стороной расширять направление исследований и работ, достраивать новыми установками и улучшать параметры существующих. 

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter