Брестчанин более десяти лет пытается решить вопрос с земельным участком, почти полвека назад выделенным умершему на тот момент деду

Участок в пограничном состоянии

Хочешь потерять родню — начни делить наследство. Хорошая пословица. Нередко земельные разборки, возникающие после смерти близкого человека, возводят стены непонимания между родственниками. Не обошла стороной кадастровая гроза и семью Вершининых. Более десяти лет 57-летний брестчанин пытается разобраться с документами на земельный участок, почти полвека назад выделенный его умершему деду.

Спорная земля в Слониме.

Владимир Вершинин появился в редакции «Р» с пухлой папкой бумаг. Клубок земельных проблем в его семье тянется не одно десятилетие, поэтому материалов за это время собралось много. Собеседник в хронологической последовательности раскладывает передо мной заявления, ответы, ходатайства, определения и начинает рассказ. 

В 1950 году дедушка Владимира Леонидовича построил деревянный дом на шести сотках по улице Школьной в Слониме. Здесь выросли четверо его детей. Со временем стало тесновато, и дед самовольно возвел на пустовавшей по соседству земле кирпичный дом. Землю на имя дедушки выделили чуть позже — в мае 1967 года. Но к тому моменту он скоропостижно скончался, так и не успев толком оформить недвижимость. 

Владимир Леонидович уточняет:

— Моя мама Елена Вершинина после смерти родителей являлась единственной и законной наследницей деревянного жилого дома и участка, так как две ее сестры и брат после смерти деда официально отказались от принятия наследства в пользу моей матери. А так как дополнительно земля в середине 1960-х выделялась тоже на деда, то она автоматически переходила к моей маме. 

Владимир ВЕРШИНИН более десяти лет пытается помочь матери решить земельный вопрос.

О юридических тонкостях ситуации полвека назад семья Вершининых не знала. В кирпичном доме тогда расположилась семья одной из сестер Елены. Потом тетка и ее муж умерли. Дом опустел. 

Так как старый дом стоял в глубине двора, ни о чем не подозревавшая Елена Степановна в 2005 году решает навести порядок с документами на землю. А тут новость: деревянный домик и соответствующий участок, согласно информации Слонимского филиала Гродненского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, закреплен за ней, а построенное в 1960-е годы сооружение и относящиеся к нему сотки — во владении родственников по линии сестры. Той, которая там некогда проживала.

Раздосадовалась пожилая наследница не только на это: 

— Государственный акт на участок был оформлен без права выхода на улицу Школьную. То есть пройти и проехать было возможно через дворовую территорию, принадлежавшую сестре.

Именно тогда началась активная переписка с местными властями. Цель — восстановить первоначальные границы участка и вернуть право владения. В октябре 2007 года собственница деревянного дома получает ответ за подписью председателя Слонимского райисполкома Мечислава Костюка. Гражданке сообщалось, что, согласно имевшейся у них информации, границы спорных земельных участков установлены в 2005 году:

— В актах ознакомления на местности заинтересованных сторон с установленными границами земельных участков имеются как ваша подпись, так и подпись владельца соседнего дома.

Далее говорилось, что на второй участок наложили ограничение, связанное с обеспечением прохода и проезда к земельному участку гражданки Вершининой: «Таким образом, оснований для изменения границ вашего земельного участка не имеется». 

Владимиру Леонидовичу и его матери известны результаты оформления акта на земельный участок, где стоит их деревянный дом, а с документами на сопредельный участок ознакомиться нельзя. Мол, чужая собственность. Однако Вершинины подчеркивают, что как раз для определения законного собственника они и просят доступ к материалам землеустроительного дела в период с 1950 по 2005 год. Ведь изначально оба участка были выданы деду. Да, вышло необычно: решение суда по выделению вторых шести соток вступило в силу уже после его смерти. Но не будем забывать, что по наследству все недвижимое имущество отошло одной лишь дочери Елене. 

Последние два года Владимир Вершинин, работающий и живущий с семьей в Бресте, в вечных «командировках» в Слониме. Помогает маме найти ответ, почему от участка «откололись» шесть соток. Признается, что порой у них опускаются руки: иногда в их адрес приходят формальные ответы. Но Вершинины верят: готовить ответ на очередное обращение поручат специалисту, который поднимет документы полувековой давности и разгадает земельный ребус слонимской улицы. 

МНЕНИЕ

Светлана Иванова, начальник Слонимского филиала РУП «Гродненское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»:

— Первоначально спор возник из-за порядка пользования земельным участком, остальные действия — это последствия того спора. Если гражданин Вершинин хочет оспорить какие-то нотариальные действия, он может это сделать в суде. Документы для ознакомления мы предоставляем по запросу адвоката в интересах своего клиента.

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter