Участок майора Героева

Нет таких мест, где бы не ступала нога сельского милиционера
Нет таких мест, где бы не ступала нога сельского милиционера

Лет пять назад двое гродненских «гастролеров» убили полоцкого таксиста. Труп спрятали в Шумилинском районе, а автомобиль бросили у отдаленной деревеньки Владимировка, которая практически на границе Полоцкого района с Россией. Думали, среди лесов и болот никто улику не обнаружит, однако местный участковый вместе с оперативником устроили засаду и одного из злоумышленников задержали.

— Месяца через три, — вспоминает участковый инспектор Андрей Героев, — возвратился я с охоты, а жена заявляет: «К тебе приходил какой–то незнакомец. Я, говорит, тот, кого ваш муж ищет...»

Почему убийца, прятавшийся в чаще, пришел в деревню Труды и сдался участковому, до сих пор остается загадкой.

— Пока ждали группу задержания, — рассказывает майор, — незваный гость разоткровенничался: «Места у вас красивые! Вот отсижу — обязательно вернусь сюда жить...»

Дистанции огромного размера

Малоситнянский сельсовет (это и есть участок Героева) занимает практически треть Полоцкого района, граничит с Россонским, Шумилинским, Городокским районами и Псковской областью. Дретуньский артиллерийский полигон, имевший когда–то союзное значение, давно не используется на полную мощность. Военные отсюда ушли. Колхоз «Прамень Ленiна» ликвидирован в конце 90–х, а единственная дорога, где 5 раз в неделю ходит полоцкий автобус, в осеннюю распутицу или зимний снегопад становится труднопроходимой. От дома Героева до райотдела милиции — 70 километров. Отправишься, к примеру, на совещание на общественном транспорте — потеряешь несколько дней.

...С Героевым мы договорились встретиться рано утром в Полоцком РОВД, но к назначенному времени участковый не прибыл.

— Ночью на его территории, в Большом Ситно, лесник в собственной бане сгорел, так он туда со следственно–оперативной группой выехал, — объясняет заместитель начальника райотдела милиции Александр Селицкий. — Но дозвониться до него мы не сможем: мобильные телефоны там не работают.

Чтобы время шло быстрее, Александр Евгеньевич знакомит меня с прошлогодней статистикой своего подчиненного: из 31 преступления 21 раскрыто, составлено 15 протоколов за незаконную реализацию алкогольной продукции, выявлено 18 фактов хранения самогона... Практически лучшие показатели по району! Поэтому, возможно, руководство РОВД и решило, что обладателем служебного автомобиля, который Витебский облисполком выделил в январе милиционерам Полоцкого района, должен стать майор Героев. Через несколько минут появился и он сам. Мы садимся в новенькую «семерку» и отправляемся знакомиться с участком.

— Чем же занимается участковый на селе? — любопытствую я.

— С заявлениями граждан разбираемся, подотчетных лиц, охотников проверяем, за технической укрепленностью магазинов, почтовых отделений и складов следим, сторожей контролируем. Работы хватает!

— А какое самое серьезное преступление в прошлом году раскрыли?

— Это угроза убийства была. Я коллегу замещал в Полоте. Там женщина с детьми живет. Муж их бросил и периодически наведывался из Полоцка, угрожал ножом, чтобы бывшая супруга заявление на алименты забрала. Факты эти удалось доказать, так что теперь опасный тип отправится на «химию».

Лес–кормилец

Отмахав 35 километров, мы добрались до Дретуни. Местный лесхоз, где трудятся 230 человек, дает работу местным жителям, полочанам, соседям из Краснополья. В прошлом году здесь зарабатывали в среднем более 600 тысяч рублей. Совсем неплохо! Жаль, правда, что в сельсовете промышленных предприятий всего два: лесхоз да участок ОАО «Полоцклес».

— Показатели у вас неплохие. А есть ли сложности? — интересуюсь у директора Дретуньского лесхоза Валентины Петровой.

— Перед Новым годом нашлись «деятели», которые наши елочки рубили на продажу, — возмущается Валентина Павловна. — Их задержали, а вот незаконные порубки древесины, которые происходят чуть ли не ежеквартально, пока прекратить не удается. Ночью кто–то приезжает в лес на автомобиле ГАЗ–53, за два часа при свете фар нарезает 18 кубов — и поминай как звали! А у нас убытки от 2 до 7 миллионов рублей «за визит». Хорошо, что Героев недавно автомобиль служебный получил, оперативнее сможет справляться со своими обязанностями. А мы топливом поможем... Правда, на мой взгляд, «Жигули» для наших мест не подходят. Если бы был джип сверхпроходимый — вот это да!

Перед уходом участковый вместе с Валентиной Павловной обсуждает нерадивых работников лесхоза: у кого–то проблемы с «зеленым змием», кто–то за тепло не платит, кто–то соседям докучает громкой музыкой...

— Пьют–то много у вас? — спрашиваю я у участкового, снова оказавшись в его автомобиле.

— В прошлом году я двоих подопечных в ЛТП определил, одного — в нынешнем. Недавно с информационной группой райисполкома и начальником РОВД подполковником Воробьевым выезжали в Труды, разбирались с местными самогонщиками. После отравлений, которые имели место в Полоцком регионе минувшей осенью, сторож малоситнянского детского сада уже попадал в поле нашего зрения. Поэтому в очередной раз за хранение 2 бидонов браги и 5 литров самогона он получил максимальный штраф — 930 тысяч рублей.

Ягодно–грибной рай

Есть у участка Героева еще одна особенность: здесь курсирует так называемый «грибной» дизель–поезд Полоцк — Алеща. Начиная с середины лета пенсионеры, а также всяческие тунеядцы и бомжи устремляются в лес и живут там (кто у родственников, а кто под открытым небом) едва ли не до зимы.

— Вам эта разношерстная публика хлопот не доставляет? — спрашиваю я у председателя Малоситнянского сельсовета Галины Ивановой.

— Тем, кто хочет заработать, сдавая чернику заготовителям, не злоупотребляет спиртным и не безобразничает, мы никаких препон не ставим, — объясняет Галина Дмитриевна. — Если же что не так, Андрея Ивановича подключаем. Он учет приезжих ведет, дебоширов и воришек выявляет.

Зимой в лесу относительно спокойно. Гораздо больше забот у участкового летом, когда молодежь к бабушкам и дедушкам в деревню приезжает, местные клубы да СДК посещает.

— Теперь, имея автомобиль, Андрей Иванович чаще сможет бывать на дискотеках, — надеется председатель сельсовета. — Все–таки на хулиганов присутствие человека в погонах действует отрезвляюще.

...О проблемах, с которыми сталкиваются сельские участковые, знают и в УВД Витебского облисполкома, и в Полоцком РОВД: служебный транспорт, обеспечение бензином, жилье... Какие–то вопросы уже решены, какие–то — в стадии решения, какие–то требуют времени.

— Мы предлагаем участковым строить дома в любом населенном пункте, лишь бы они жили на своем участке, — рассказывает начальник Полоцкого райотдела милиции Виктор Воробьев. — У нас есть договоренность с райисполкомом, и мы надеемся, что в ходе реализации программы строительства жилья на селе сумеем решить этот вопрос. Ведь страж порядка в деревне так же необходим, как зоотехник, врач, учитель или любой другой специалист.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter