Какова реакция жильцов Ленинского района столицы на частников, убирающих их подъезды?

Уборка на частном слове

Реформы в ЖКХ обретают все более видимые очертания для рядового потребителя услуг. Понятные и прозрачные счета об оплате  коммунальных услуг, единый контакт-центр, новый информационный ресурс. А теперь в жилфонд, вернее, в подъезды домов Ленинского района Минска пришел частник. Больше месяца чистоту и порядок в местах общего пользования наводят специалисты ОДО «Клининг-Плюс». Что из этого вышло, какова реакция жильцов на нововведение и на какие работы государство готово привлекать частника?


Дом № 34 по улице Красноармейской. Пять этажей, четыре просторных подъезда с широкими лестничными пролетами. И Светлана Раткевич с метлой и тряпкой в руках. Она протирает стены, подоконники, металлические дверцы, за которыми спрятаны электросчетчики, и моет ступеньки. Полчаса — и подъезд приобретет свежий вид. А Светлана отправится в соседний, восьмой по счету. В сегодняшнем графике уборки — еще столько же. «Если в подъездах большие площадки, как в этом, то за день убираю в 9—10 домах, если поменьше — то и в 12 можно успеть», — улыбается женщина. Хотя мне, например, не до улыбок. Потому что понимаю, как тяжело физически махать тряпкой по 8 часов да подниматься на пятый этаж без лифта, как минимум, 30 раз в день. Впрочем, и на лифте не получится: зона ответственности Светланы — трех-, четырех- и пятиэтажные дома в центре города. И так каждый день. Я уже не говорю про моральную сторону вопроса. Не всегда складываются отношения с жильцами, не скрывает уборщица. Могут и нахамить под злую руку, и в подъезд не впустить. По-всякому бывает на разных участках. Ленинский район растянулся от центрального проспекта Независимости до городской окраины в Лошице. И в каждой части города — свои болевые точки. В многоэтажных новостройках, например, это не всегда аккуратные подъезды и довольно запущенные мусоропроводы и мусороприемные камеры. В старой части города бдительные пенсионеры ни за что не хотят впускать чужаков. «Хотя какой я чужак, если меня люди видят в своих подъездах 2—3 раза в неделю? — недоумевает Светлана. — Многие даже здороваются и разрешают набрать ведро воды». 

Непонятно, по какой причине, но во многих домах, независимо от их расположения на карте столицы, исправно срывают объявления о графиках уборки. Скажем так, приятного в этом мало — это лишний повод пожаловаться на сотрудников компании. 

Остановлюсь на графике уборки. По договору это 8 сухих и 2 влажные уборки в месяц. То есть за 30 дней сотрудник клининговой компании в подъезд придет, как минимум, 8 раз (сухая уборка проводится вместе с влажной). Не припомню, чтобы в последнее время уборщик из ЖЭСа приходил так же часто. 

А в чем еще отличие частного уборщика от государственного? Да особенно ни в чем, только во времени уборки, уточняет Виктория Крот, ведущий специалист отдела обслуживания компании. В ЖЭСе жесткий график, расписанный буквально по минутам. В компании своих сотрудников ко времени не привязывают. Если человеку удобно работать в 6 утра или в обед — это его право. Главное, чтобы было чисто.

А кто определяет: чисто или нет? Выполнение уборки контролируют жильцы дома, рассказывает начальник сектора по Минску отдела обслуживания Галина Ларченко. Уборщики имеют при себе акт приемки выполненных работ, в котором указаны адрес дома, номер подъезда, вид уборки и дата. Его подписывает старший участка и один из совершеннолетних жильцов подъезда. Без письменного подтверждения оказанной услуги уборка считается невыполненной, а значит, неоплаченной. Точно так же принимают работу уборщиков ЖЭСов. 


Да уж. Более 2000 подъездов (а это миллион квадратных метров), 153 уборщика, 25 подъездов в месяц на каждого из них. И такими силами замахнулись на уборку подъездов в жилых домах. Не страшно было? 

«Это обычная работа, — уверен директор клининговой компании Виталий Соболевский. — Мы уже 11 лет занимаемся обслуживанием административной недвижимости. За такой масштабный проект взялись впервые. Надеемся, доведем его до логического завершения». А оно, по мнению директора, в наведении порядка в подъездах.

В самом процессе — ничего необычного: выиграли тендер, снизив первоначальную цену на 20 процентов, и приступили к работе. Графики уборки и списки домов предоставляет заказчик, работников и материально-техническую базу — ОДО «Клининг-Плюс». Непривычным, пожалуй, стало большое количество обращений и заявок. Одно дело — обслуживать административную недвижимость с одним-двумя собственниками, другое дело — тысячи лицевых счетов, за каждым из которых человек. Только в колл-центр компании каждый день поступает до полусотни заявок. Они в режиме онлайн передаются ответственным за участки специалистам и выполняются. Жалоб, разумеется, больше, чем благодарностей. Но директор относится к этому философски. «Мы работаем в сфере обслуживания, а в ней достичь идеала довольно сложно», — улыбается Виталий Соболевский. 

Хорошо. А в чем выгода для жильцов? Люди должны понимать, что уборку подъездов оплачивают они. Предельно допустимый тариф — 53 копейки в месяц с одного зарегистрированного в квартире человека. Клининговая компания предложила 41 копейку.

Сложно быть первопроходцем? Конечно, не скрывает Виталий Соболевский. И уточняет: в процессе работы выявилось много подводных камней, о которых даже не предполагал. Есть ряд неотработанных процедур, связанных с передачей полномочий компании, разграничением балансовой принадлежности зданий. Даже тот факт, с каким трудом сотрудники попадают в подъезд, порой выбивает из колеи. 

И все же это эксперимент. Как видят его с другой стороны? Звоню в ЖКХ Ленинского района. Директор Николай Строк объясняет: оценивать работу компании пока рано. Прошло еще не так много времени. Да, ярких результатов нет, но за столь короткий срок на них никто и не рассчитывает. Вместе с тем ЖКХ района пристально следит за тем, как подрядчик выполняет свои обязанности, специалисты каждый день выезжают на выборочные проверки. В случае неоднократных нарушений договорных обязательств контракт, заключенный с подрядчиком на год, может быть расторгнут.

Что касается тендеров. В электронных торгах на уборку мест общего пользования и удаление мусора из мусороприемных камер в Ленинском районе участвовало 5 компаний. Выигравшее ОДО «Клининг-Плюс» снизило первоначальную сумму, выставленную на аукцион, на 20 процентов. Это что касается уборки подъездов. Но частные организации работают не только в подъездах. Электронные торги они выигрывают и на другие работы. Так, на территории Ленинского района частные компании скашивают траву во дворах, участвуют в текущем ремонте — реставрируют и укрепляют балконы, утепляют стены, ремонтируют кровлю, участвуют в капитальном ремонте. 

Частник может участвовать в электронных торгах наравне с государственными организациями. В этом, в общем-то, одна из задач реформирования. Конкурентная борьба приносит результаты. Например, в Партизанском районе по всем четырем ЖЭУ первоначальная цена на содержание придомовых территорий в процессе аукционных торгов снизилась от 10 до 50%. Тендер на содержание дворов на территории ЖЭУ-3 выиграл этот ЖЭУ, снизив цену с 284 175 до 145 000 рублей. Работать, правда, подрядчик хуже не станет — объемы и качество обещает сохранить. А вот дворы территории ЖЭУ-4 будет убирать частная организация. Подъезды жилых домов почти неделю убирают специалисты ООО «Чистый свет». И так не только в Минске.

КСТАТИ

Что касается уборки подъездов, то жильцы могут выставлять к компании любые требования. Начиная от ежедневного мытья лестниц шампунем и заканчивая еженедельной заменой ковриков. Но все это, разумеется, за дополнительную плату.

misnik@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter