Убийственное кино

Сегодня в среде популярных киноактеров две эпидемии - инсульт и несчастные случаи на съемках.
Сегодня в среде популярных киноактеров две эпидемии - инсульт и несчастные случаи на съемках. От острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта) скончались Николай Еременко и Виталий Соломин. С тем же диагнозом

в Институте неврологии оказался 68-летний Семен Фарада, страдает от инсульта Наталья Гундарева.

Вот что по этому поводу говорит наука. "Работа на сцене, безусловно, накладывает свой отпечаток на состояние здоровья и настроение актера, тем более задействованного одновременно в нескольких фильмах или спектаклях. Тибетские мастера считают, что в каждом из нас заложены две тенденции: к жизни

и к разрушению", - говорит Илья Учкин, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отдела хирургии сосудов Московской медицинской академии

им. И.М.Сеченова.

"Если человек энергичен, живет яркой, насыщенной событиями жизнью,

в гармонии со своим внутренним миром, то он спокойно преодолевает любое препятствие и даже выживает в страшных автокатастрофах. И напротив, недовольный собой и своей жизнью человек сгорает в пламени собственной критики", - считает врач.

Сын за отца?

Стресс или случай погубил недавно Андрея Ростоцкого? Ведь меньше года назад он потерял отца: прославленный режиссер Станислав Ростоцкий ("Доживем до понедельника", "А зори здесь тихие...", "Белый Бим Черное ухо") умер в машине по дороге на выборгский кинофестиваль. Его сын Андрей Станиславович погиб 5 мая неподалеку от Сочи в селе Красная Поляна. В тот роковой день Ростоцкий с водителем поехали выбирать натуру для своего фильма "Моя граница": картину делали по заказу пограничников, все павильонные эпизоды уже были отсняты в Москве. Ростоцкий, поднимаясь по почти отвесной 30-метровой скале у дороги, поскользнулся на мокром камне и упал на асфальт.

Андрей Ростоцкий унаследовал не только профессию отца, но и его характер, и темперамент. Станислав Иосифович потерял на фронте ногу, ходил с протезом, однако на съемках "Эскадрона гусар летучих" - фильма, который он взялся переделывать за Никиту Хубова, - вскочил в седло, чтобы показать сыну, как поднимать лошадь на дыбы (на фронте он служил в кавалерии - самом обреченном и бессмысленном роде войск второй мировой).

Андрей всегда выполнял трюки сам - начиная с "Конца императора тайги", где он дебютировал в роли молодого Гайдара. В фильме "Непобедимый" - об изобретателе самбо - он дерется, прыгает и стреляет без дублера. Чем сложнее был трюк, тем с большим азартом Андрей за него брался.

Мистика гибели Ли

К сожалению, гибель актера или режиссера на площадке - ситуация распространенная: Вайда снял об этом один из лучших своих фильмов - "Все на продажу", посвященный памяти любимого актера Збигнева Цыбульского. В 1967 году Цыбульский снимался в детективе "Убийца оставляет след". Спеша со съемок на спектакль, он попытался вспрыгнуть на подножку уже двинувшегося поезда, но попал под колеса и погиб.

На съемочной площадке умер от сердечного приступа Брюс Ли - пожалуй, самый знаменитый азиатский актер и режиссер всех времен и народов: в его гибели есть нечто мистическое. Фильм, над которым он трудился, после смерти досняли, используя кадры из прежних работ Ли. Сценарий, однако, пришлось переписать: согласно новому варианту, герой Брюса погибал из-за того, что среди холостых патронов в обойме случайно оказался боевой. Мистика заключается в том, что 20 лет спустя сын Брюса, Брэндон Ли, погиб на съемках фильма "Ворон" точно в такой же ситуации: в реквизите оказался пистолет с боевым патроном.

В 1981 году Питер Богданович пригласил модель "Плейбоя" Дороти Страттен на роль в своем фильме "И все смеялись". Веселое название, однако, не принесло группе удачи: душевнобольной муж Страттен, сошедший с ума от ревности, ворвался на съемочную площадку и застрелил жену.

Актерское суеверие

Страшно, когда сбывается старое актерское суеверие: нельзя изображать свою смерть! Сергей Герасимов сыграл Льва Толстого в фильме по собственному сценарию: там была долгая, надрывная, подробная сцена похорон графа. Сам Герасимов умер вскоре после премьеры... "Смерть тех из нас всех прежде ловит, кто понарошку умирал", - писал Высоцкий на смерть Шукшина, настигшую его на съемках фильма Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину". Шукшин тяготился съемками, он давно хотел отказаться от актерской работы - мечтал заниматься только литературой да еще снять как режиссер фильм о Разине. Картина давно сложилась у него в голове, исторический проект не мог быть запущен без верховного одобрения, а потому отказать Бондарчуку - главному мэтру отечественного кино, вхожему в высочайшие кабинеты, - Шукшин не мог. Съемки были изнурительными, и незадолго до окончания экспедиции Шукшин умер от сердечного приступа. В двух оставшихся эпизодах его подменил Юрий Соловьев.

В схожей ситуации оказался Михаил Козаков, снимая трехсерийную версию великого романа Уоррена "Вся королевская рать". На роль Вилли Старка был утвержден уже тяжело больной Павел Луспекаев - Козаков другого Старка не представлял, и Луспекаев, к которому после "Белого солнца пустыни" пришла долгожданная слава, настаивал, чтобы снимали именно его: он сможет работать! Было снято всего несколько эпизодов, когда Луспекаев умер - ему было всего 43 года. Вилли Старка сыграл Георгий Жженов: справедливости ради надо сказать, что это одна из лучших его работ на телевидении.

Продолжение следует...

На Западе актеры гибли на съемках чаще. В СССР режиссер головой отвечал за любого члена съемочной группы. Поэтому трагедии на съемках были единичными - советская каскадерская школа считалась самой надежной. Лишь иногда, когда актер хотел всем назло лично отработать трюк, происходили трагедии: наиболее известна история фильма "Директор" - тогда погиб Евгений Урбанский. Он был ярчайшей звездой "оттепельного" кино ("Коммунист", "Чистое небо", "Неотправленное письмо"). На съемках фильма Салтыкова по сценарию Нагибина он захотел лично сыграть в сцене проезда грузовика по барханам: машина перевернулась, и Урбанский сломал себе шею. Картина была остановлена на три года и заново запущена с Николаем Губенко в главной роли; успеха она не имела.

В автомобильной катастрофе погибла и Лариса Шепитько, приступавшая к съемкам своей по всем приметам главной картины "Матера".

Во время съемок фильма "Остров погибших кораблей" умер первоклассный петербургский режиссер Виктор Аристов. История этой картины, пожалуй, наиболее загадочна. Аристов экранизировал роман Александра Беляева; материал был отснят практически полностью, но внезапная смерть прервала творческие поиски режиссера. Как смонтировать фильм - никто в группе понятия не имел: Аристов ни с кем не делился планами, а его поэтичный, хотя и довольно жесткий кинематограф не предполагал однозначных решений. Героическими усилиями комедиограф Юрий Мамин ("Фонтан", "Окно в Париж", "Горько!") завершил картину друга, назвав ее "Дожди в океане", - но, по мнению критиков, из таинственного фильма Аристова он сделал довольно прозрачную морализаторскую притчу.

Страшная смерть ожидала и белорусского режиссера Аркадия Рудермана. Десять лет назад, во время войны в Таджикистане, они вместе с Юрием Хащеватским отправились в "горячую точку" делать фильм-репортаж. Из одного военного города в другой оба режиссера, оператор Юрий Горулев и водитель колесили на машине. Перед автокатастрофой Аркадий Рудерман сидел на заднем сиденьи авто и на руках держал кинокамеру. В начале 90-х это был довольно увесистый агрегат, который, по сути, и сократил жизнь молодому режиссеру. Когда в машине отказало рулевое управление, произошло резкое столкновение со встречным автомобилем, и сильный удар камерой, если говорить бытовым языком, пробил печень Аркадию. В той аварии погиб он один. Тогда Хащеватский продолжил съемки, начатые Рудерманом, и фильм "От молитвы до молитвы" был завершен. В картину вошли кадры последних дней жизни Аркадия Рудермана, его похорон. Фильм несколько раз транслировали на ОРТ.

Воскрешение Оливера Рида

Современные технологии часто позволяют решить проблему замены актера - вне зависимости от того, погиб он во время съемок или просто отказался от проекта. Во время съемок "Гладиатора" умер Оливер Рид, с которым в фильме было несколько важных общих планов, - переснимать их оказалось долго и дорого. В результате недостающие сцены были сняты при помощи компьютера - Рида просто "вклеили". Сбылось предсказание Григория Горина, полагавшего, что к 30-м годам XXI века будет создан компьютерный банк виртуальных актеров - лица, улыбки, позы, голоса, жесты, - при помощи которого каждый сможет сам снимать кино с Мэрилин Монро или Евгением Леоновым. Жаль только, что некому будет смоделировать Горина, который бы для них еще и писал...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter