Убили лакомку
13.09.2016 14:03:31
Да нет, собственно говоря, к самой «Коммунарке» у меня претензий-то и нет. Вполне приличный отечественный производитель, со своими прелестями и недостатками. Продукцию выпускает вполне приличную. Конечно, раздражает своей навязчивостью и проповедями исключительного потребительского патриотизма: мол, покупайте обязательно, исключительно и только белорусское. Но такой маркетинговый подход проповедуют многие родные государственные предприятия, руководствуясь древней формулой: лучший маркетинг – монополия с использованием административного ресурса.
Да господь с ней, «Коммунаркой». Дело-то, собственно говоря не в ней. Была возможность получить помещение культового магазина в центре города – воспользовались шансом. Вопрос даже не в том, что пришлось через суд пододвинуть частника, который эти площади арендовал. Дело даже не в том, что потребителя, по сути, обманывают: прикрывают трепетно любимым минчанами брендом «Лакомка» свой обычный фирменный магазин. На мой взгляд, намного честнее было бы повесить над дверями вывеску «Коммунарка». Что же, маркетинг есть маркетинг: нынче и не такие ухищрения идут, чтобы заманить посетителя. Дело-то в другом…
Не понятно циничное лицемерие городских властей. Когда уже бывший владелец «Лакомки» в прошлом году заикнулся про планы открыть на ее месте фаст-фуд под импортной франшизой – какой шум поднялся. Руки прочь от исторического городского наследия! И так в столице культовых мест не хватает! Последнее хотите ликвидировать и превратить известный магазин в забегаловку?! Не было предела возмущению и у многих минчан. Особенно представителей поколения постарше. Случился редкий прецедент, когда народ оказался полностью солидарен с местной властью. Но рано радовались: в очередной раз ожидания элегантно обманули.
Как раз «Лакомку»-то и уничтожили. Былая атмосфера пропала. Вместе с ее оригинальным ассортиментом. Не знаю, как остальные минчане, а эту кондитерскую я обожал именно за ее удивительную универсальность. Там были и белорусские конфеты, и иностранные, «тиражные» шоколадки и фигурки из глазури небольших частных предприятий, попадалась даже оригинальная турецкая халва и другие заморские лакомства. Все, закончилось изобилие. Магазин превратился в выставку достижений исключительно отечественной кондитерской продукции концерна «Белгоспищепром». Нет, она хорошая, вкусная, с большего даже натуральная. Но набившая со временем оскомину. А так хочется чего-то новенького. Чтобы не просто купить определенное количества сахара «в эквиваленте», а наткнуться на что-нибудь неожиданное. Чтобы выбивалось из общей строки. Иной раз так хочется потешить свое чрево, уставшее от разнообразной внешне, одинаковой внутри, продукции. Но былой уголок гурмана умер. Увы, увы, увы.
А как же история? А как оригинальность? Или проблема не в сохранении аутентичности, а в том, кто ее будет ликвидировать?! Конечно, патриотично «бортануть» импортный бренд и вместо него «воткнуть» свой, белорусский. Но суть-то от этого не меняется. Один из немногих оригинальных магазинов, которым по праву мог гордиться Минск, превратили в обычное сетевое угодье. Пускай и с белорусскими корнями. Но местное происхождение не добавляет привлекательности в данном случае. Собственно говоря, в столице уже и по магазинам-то не хочется побродить. Все одинаковые, как браться из ларца. Шопинг, когда получаешь удовольствие от променада по торговым точкам, получая психологическое удовольствие – не про нас. Все одинаковое, безликое, равнодушное. Зайти можно, но только с целью просто наполнить корзину набором жиров, белков и углеводов. Даже деньги жалко тратить.
А не махнуть ли в Польшу, Литву, Латвию?! Там интереснее, есть что-то новенькое. По крайней мере, для нашего белорусского менталитета. Не исключаю, что иностранным туристам в Минске и новая «Лакомка» покажется интересной. Но думать-то надо не только о приезжих. Есть еще почти два миллиона горожан.
В конце концов, сколько уже душевных магазинов пали в неравной борьбе с новыми собственниками. «Столичный», «Центральный» и дальше по списку… Теперь – «Лакомка». И что интересно: в каждом случае звучат клятвы: ничего не испортить, только улучшить. А на самом деле в старые стены обязательно внедряют до глубины фундамента старый источник прибыли – рюмочную. Без всякой концепции и своеобразия, по формуле «сто граммов и ириска». Вот и в «Лакомке» львиную долю площадей отвели под зону кафетерия с алкоголем на разлив. Парадоксальное вкрапление для сладкого магазина. Или только спиртным остается надежда заманить в него покупателя. Словом, все получилось как-то грустно. И противно. Спасли, называется, «Лакомку». Может, лучше бы какой-нибудь бургер в ней прописался?!.