Убили лакомку

lakomka_12012016_tutby_brush_phsl_img_13.jpgК счастью, погиб не человек, а всего лишь магазин. Но все равно очень, очень, очень жалко. Больше полувека мирно прожила «Лакомка» на центральном городском проспекте. И вот нет ее. От былого патриархального величия некогда главного минского кондитерского магазина осталась только вывеска на фасаде. Точно в насмешку над доверчивыми и незадачливыми покупателями. Внутри-то не осталось и следа от былой романтики. Особенно чутко чувствовали эту ауру коренные минчане, у которых с магазином было связано много личных событий и переживаний. В детстве в нем покупали дефицитные, а потому столь желанные шоколадные конфеты и зефир, в студенчестве разживались свежими тортиками или закупались пирожными для любимой девушки, покупали сладкие подарки детям на Новый год… Все, забудьте, тешьте свою ностальгию по старым фотографиям, если они остались. «Лакомки» нет, ее съела «Коммунарка». Один фасад нетронутым остался, но внутренности «красная пролетарская шапочка» выела до основания. И легендарный сладкий магазин превратился в обычный фирменный, сетевой, по своей сути. Возможно, не настолько много, как хотелось бы одноименной фабрике, но достаточно, чтобы они стали обычными представителями сетевой торговли с массовым тиражом, чтобы потерять оригинальность, превратившись в стандартную банальность. 

Да нет, собственно говоря, к самой «Коммунарке» у меня претензий-то и нет. Вполне приличный отечественный производитель, со своими прелестями и недостатками. Продукцию выпускает вполне приличную. Конечно, раздражает своей навязчивостью и проповедями исключительного потребительского патриотизма: мол, покупайте обязательно, исключительно и только белорусское. Но такой маркетинговый подход проповедуют многие родные государственные предприятия, руководствуясь древней формулой: лучший маркетинг – монополия с использованием административного ресурса. 

Да господь с ней, «Коммунаркой». Дело-то, собственно говоря не в ней. Была возможность получить помещение культового магазина в центре города – воспользовались шансом. Вопрос даже не в том, что пришлось через суд пододвинуть частника, который эти площади арендовал. Дело даже не в том, что потребителя, по сути, обманывают: прикрывают трепетно любимым минчанами брендом «Лакомка» свой обычный фирменный магазин. На мой взгляд, намного честнее было бы повесить над дверями вывеску «Коммунарка». Что же, маркетинг есть маркетинг: нынче и не такие ухищрения идут, чтобы заманить посетителя. Дело-то в другом… 

Не понятно циничное лицемерие городских властей. Когда уже бывший владелец «Лакомки» в прошлом году заикнулся про планы открыть на ее месте фаст-фуд под импортной франшизой – какой шум поднялся. Руки прочь от исторического городского наследия! И так в столице культовых мест не хватает! Последнее хотите ликвидировать и превратить известный магазин в забегаловку?! Не было предела возмущению и у многих минчан. Особенно представителей поколения постарше. Случился редкий прецедент, когда народ оказался полностью солидарен с местной властью. Но рано радовались: в очередной раз ожидания элегантно обманули. 

Как раз «Лакомку»-то и уничтожили. Былая атмосфера пропала. Вместе с ее оригинальным ассортиментом. Не знаю, как остальные минчане, а эту кондитерскую я обожал именно за ее удивительную универсальность. Там были и белорусские конфеты, и иностранные, «тиражные» шоколадки и фигурки из глазури небольших частных предприятий, попадалась даже оригинальная турецкая халва и другие заморские лакомства. Все, закончилось изобилие. Магазин превратился в выставку достижений исключительно отечественной кондитерской продукции концерна «Белгоспищепром». Нет, она хорошая, вкусная, с большего даже натуральная. Но набившая со временем оскомину. А так хочется чего-то новенького. Чтобы не просто купить определенное количества сахара «в эквиваленте», а наткнуться на что-нибудь неожиданное. Чтобы выбивалось из общей строки. Иной раз так хочется потешить свое чрево, уставшее от разнообразной внешне, одинаковой внутри, продукции. Но былой уголок гурмана умер. Увы, увы, увы.
А как же история? А как оригинальность? Или проблема не в сохранении аутентичности, а в том, кто ее будет ликвидировать?! Конечно, патриотично «бортануть» импортный бренд и вместо него «воткнуть» свой, белорусский. Но суть-то от этого не меняется. Один из немногих оригинальных магазинов, которым по праву мог гордиться Минск, превратили в обычное сетевое угодье. Пускай и с белорусскими корнями. Но местное происхождение не добавляет привлекательности в данном случае. Собственно говоря, в столице уже и по магазинам-то не хочется побродить. Все одинаковые, как браться из ларца. Шопинг, когда получаешь удовольствие от променада по торговым точкам, получая психологическое удовольствие – не про нас. Все одинаковое, безликое, равнодушное. Зайти можно, но только с целью просто наполнить корзину набором жиров, белков и углеводов. Даже деньги жалко тратить. 

А не махнуть ли в Польшу, Литву, Латвию?! Там интереснее, есть что-то новенькое. По крайней мере, для нашего белорусского менталитета. Не исключаю, что иностранным туристам в Минске и новая «Лакомка» покажется интересной. Но думать-то надо не только о приезжих. Есть еще почти два миллиона горожан. 

В конце концов, сколько уже душевных магазинов пали в неравной борьбе с новыми собственниками. «Столичный», «Центральный» и дальше по списку… Теперь – «Лакомка». И что интересно: в каждом случае звучат клятвы: ничего не испортить, только улучшить. А на самом деле в старые стены обязательно внедряют до глубины фундамента старый источник прибыли – рюмочную. Без всякой концепции и своеобразия, по формуле «сто граммов и ириска». Вот и в «Лакомке» львиную долю площадей отвели под зону кафетерия с алкоголем на разлив. Парадоксальное вкрапление для сладкого магазина. Или только спиртным остается надежда заманить в него покупателя. Словом, все получилось как-то грустно. И противно. Спасли, называется, «Лакомку». Может, лучше бы какой-нибудь бургер в ней прописался?!.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter