Комфортно ли себя чувствуют велосипедисты в Беларуси?

Уберите барьеры

Тех, кто катается для фана и ездит на велике по делам, становится все больше. Но комфортно ли это или каждый новый километр несет новые препятствия?
Два колеса и рама превращают обычного человека в велосипедиста. Тех, кто катается для фана и ездит на велике по делам, становится все больше. Но комфортно ли это или каждый новый километр несет новые препятствия? Об этом нам рассказала велоактивистка и координатор проекта «Помощник велосипедиста» Светлана Ермакович.



– Мечта многих горожан – иметь автомобиль. Раньше, когда машин было не так много, выгода от их использования была ощутимее. А сейчас зачастую быстрее доедешь до какой-то точки на велосипеде. Велосипедистов становится все больше, а правила дорожного движения далеко не всегда учитывают их интересы. К тому же инфраструктура продумана именно для автомобилей.

– С какими трудностями приходится из-за этого сталкиваться?

– Мы провели опрос в велосообществе и выяснили, что, как правило, мешают: высокие неспиленные бордюры (то есть отсутствие безбарьерной среды), необходимость спешиваться на перекрестках и то, что официально по проезжей части разрешено ездить, только если нет велодорожки или тротуара.

– Достаточно ли сейчас велодорожек?

– В Гомеле мне однажды сказали: «Вам в Минске чего жаловаться? У вас есть велодорожка». То есть даже строительство велодорожки там было бы большим достижением. Потребность в них возрастает. Но часто на велодорожках катаются для развлечения. Повседневный же путь пролегает у многих там, где их нет. Причем некоторые дорожки, похоже,  прокладывают для галочки. Ни один велосипедист не будет ехать там, где высокие бордюры.

– Как пытаетесь изменить то, что вас не устраивает?

– Если менять правила дорожного движения, то это должна быть инициатива не маленькой закрытой группы, а большого количества людей. После того как создали «Помощник велосипедиста»  –  брошюру для выживания велолюбителей в городе, мы начали разрабатывать платформу, где можно будет сообща обсуждать проблемы, голосовать, принимать решения. Это позволит увидеть, что на самом деле актуально для большинства.


Джон рулит


Белорус американского происхождения Джон Росмэн передвигается только на велосипеде. Программист, выпускник Йельского университета, он покинул США более 20 лет назад, чтобы найти себе место по душе. И вот уже шесть лет его идеальный город – Минск.



– В Америке земля приватизирована. Лес, озеро – везде частная собственность. Автомобильная культура очень тесно с этим связана, потому что когда люди живут далеко друг от друга, единственный реальный способ передвижения – авто. Это не хорошо и не плохо, но для меня не подходит. И я решил переехать в Советский Союз. Прожил там полтора месяца до его распада.

Велосипедом пользуюсь с детства. Своего автомобиля никогда не было. В университете он был не нужен и к тому же немоден. Сейчас в Беларуси машина – это статус.

Теперешний Минск похож на Амстердам, но только лет 40 назад. Тогда он не был велосипедным городом, автомобили занимали все пространство. И когда произошел большой скачок смертности среди велосипедистов, в том числе и детей, народ выступил против такого положения вещей, и политика, само отношение к автомобилям изменились.

Мне комфортно ездить по Минску, но это потому, что у меня горный велосипед. А на таких городских, которые используются в Германии или Нидерландах, придется непросто. Они требуют ровной поверхности, отсутствия препятствий.

Чтобы люди массово пересели на велосипеды, нужны условия получше. Самый важный момент – контроль за припаркованными автомобилями. Порой они стоят прямо на тротуаре, даже там, где есть велосипедный знак. Это массовое явление в Минске.

Наш фонд «Экологичный транспорт» хочет подтолкнуть к созданию законодательной базы, которая бы регулировала парковки в общественных местах.

На мой взгляд, бесплатные стоянки поощряют использование авто, а не велосипеда. Такое все равно где-то будет, например на окраине. Но в центре города я бы от них отказался.


 Фото Виталия ГИЛЯ, Татьяны СТОЛЯРОВОЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter